Буддийская ступа как символ учения

Автор: Аякова Жаргал Аюшиевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 1, 2022 года.

Бесплатный доступ

Ступы были первыми священными сооружениями буддизма, представляющими сложную структуру буддийской космологии и единство философских концепций. В статье рассмотрены история возникновения буддийской ступы, ее символизм, функции и значение. В Бурятии строительство ступ стало неотъемлемой частью духовной жизни верующих. Буддисты считают, что строительство ступы приносит огромное достоинство и сакрализуют пространство, которое оно занимает. Они верят, что духовное влияние ступы велико, она является источником позитивного воздействия на окружающую среду и людей, которые живут поблизости. Поэтому в Бурятии силами верующих воздвигнуто большое количество ступ, отличающихся между собой аспектами их значения и архитектурной символики. Для буддистов ступы являются не просто мемориальными сооружениями, а представляют собой священные объекты, хранилища буддийских реликвий и принадлежностей высоких учителей. Почитание ступы получило идейное обоснование в буддийском учении о карме, которая рассматривается не в узких социальных рамках, а в космическом масштабе. Буряты ступы называют субурганами и возводят их согласно древним буддийским канонам. Воздвижение ступ, посвященных Восьми чудесам Будды, в Янгажинском дацане яркое тому подтверждение.

Еще

Ступа, будда, буддийское учение, просветление, паломничество, миряне, янгажинский дацан

Короткий адрес: https://sciup.org/148323707

IDR: 148323707   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2022-1-12-20

Список литературы Буддийская ступа как символ учения

  • Агаджанян А. С. Дхарма и Империя. Основы и пределы сакрализации власти в буддийской политической традиции // Сакрализация власти в истории цивилизаций. Части I, II, III / ответственный редактор А. А. Андреева, Д. М. Бондаренко, А. В. Коротаев. Москва, 2005. С. 335-364. Текст: непосредственный.
  • Васубандху. Абхидхармакоша / перевод с санскрита, исследования и комментарии Е. П. Островской и В. И. Рудого. Раздел IV. Учение о карме. Санкт-Петербург, 1994. 368 с. Текст: непосредственный.
  • Дигханикая (Собрание длинных поучений) / перевод с пали, статьи, комментарии и приложение А. Я. Сыркина; ответственный редактор В. П. Андросов; Ин-т востоковедения РАН. Москва: Наука. Восточная литература, 2020. 902 с. Текст: непосредственный.
  • Медведев А. В. Сакральное как причастное к абсолюту. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 152 с. Текст: непосредственный.
  • Социальный портрет буддиста паломника Бурятии: от традиционного к онлайн-формату (по результатам социологического исследования) / О. А. Очирова, В. И. Антонов, В. Н. Бадмаев [и др.] // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 79-91. Текст: непосредственный.
  • Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа. Санкт-Петербург: Евразия, 2012. 496 с. Текст: непосредственный.
  • Сопа Ринпоче. Не думайте, что святыни слишком далеко от вас. URL: http://saveti-bet.ru/2013/08/09/buddhist-practice.html) (дата обращения: 28.12.2021). Текст: электронный.
  • Хижняк О. С. Ступа: начало формирования буддийского культа. Санкт-Петербург, 2008. 274 с. Текст: непосредственный.
  • Шантидева. Путь бодхисатвы (Бодхичарья-аватара) / перевод и общая редакция Ю. Жиронкиной; науч. ред. Б. Загуменов. Изд. 2. испр. и доп. Москва: Сохраним Тибет, 2012. 280 с. Текст: непосредственный.
  • Gwynne P. World Religions in Practice. Maiden: Blackwell Publishing, 2009. 448 p.
  • The Stupa: Sacred Symbol of Enlightenment. Ed. By T. Tulku. Berkeley, 1977. Crystal Mirror Series. Vol. 12. 472 p.
Еще
Статья научная