Буллинг в современной образовательной среде с позиции отечественных исследователей
Автор: Новикова Ирина Сергеевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 8, 2022 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена проблеме буллинга на примере подростков средней школы. Актуальность обосновывается тем фактом, что издевательства (или буллинг) как феномен девиантного поведения - социально значимая проблема в обществе среди подростков. Автор предполагает существование взаимосвязи между ролевыми структурами буллинга и факторами межличностных отношений. Анализируются данные эмпирического исследования, характеризующие корреляцию между компонентами особенностей межличностных отношений подростков, подверженных буллингу, и ролевыми буллинг-структу-рами подростков. Кроме того, данные исследования подтверждают поставленную гипотезу о существовании взаимосвязи между исследуемыми компонентами. Применение результатов целесообразно в процессе психолого-педагогического сопровождения подростков, консультативной практике, при составлении профилактических и коррекционных программ, а также при разработке учебных курсов по данному направлению.
Буллинг, жертва, подростки, девиантное поведение, буллинг-структуры, школьная травля, насилие, кризис, профилактика буллинга
Короткий адрес: https://sciup.org/149140903
IDR: 149140903 | DOI: 10.24158/spp.2022.8.19
Текст научной статьи Буллинг в современной образовательной среде с позиции отечественных исследователей
Проблема насилия и агрессии изучается годами. Масштаб этих явлений всегда поражает. Учителя в школе все больше сталкиваются с проблемами подросткового насилия и безразличия, жестокости, а иногда и бессердечности. Практически в каждом классе каждой школы есть ученики, чьи характеристики отличают их от одноклассников. Издевательства как феномен девиантного поведения – социально значимая проблема в подростковом возрасте. Может быть, еще и по этой причине подростковый возраст привычно считается самым сложным, неоднозначным этапом в личностном развитии.
Специалисты отмечают, что на современном этапе развития общества складывается множество неблагоприятных условий, которые существенно тормозят интеллектуальное развитие и
воспитание подрастающего поколения. Эти условия являются результатом действия ряда социальных, психологических и биологических факторов: неблагоприятных условий окружающей среды, ухудшения финансово-экономического положения людей, занятости родителей, учащения разводов и конфликтов в семьях, негативной информации и т. д. Всё это имеет первостепенное значение не только с социальной, но и с образовательной точки зрения.
Интерес к теме издевательств растет и в научной среде. За последние несколько лет психологи и педагоги провели ряд исследований с целью изучения, диагностики и исправления различных поведенческих расстройств, включая проблему издевательств. Отечественные исследователи также изучают данную тему: И.Б. Ачитаева1, И.С. Бердышев2, В.Р. Петросянс, О.Ю. Михайлова (факторы агрессии), О.В. Киренская3, О.Д. Маланцева (проблема подросткового насилия) (Маланцева, 2007), И.А. Баева, С.А. Богомаз, И.А. Александрова, Т.О. Арчакова (детерминанты буллинг-поведения) и др.
В нашем исследовании мы ориентируемся на следующее определение термина «буллинг» – это один из способов физического и/или психологического насилия, который сопровождается осознанным и запланированным, а также продолжительным унижением достоинства личности одного человека или группы лиц. Кроме того, данное явление считается одним из факторов неблагополучной среды в коллективе и требует психолого-педагогической коррекции, а также групповой и индивидуальной социальной работы4.
Проблема жестокого обращения особенно остро стоит в подростковом возрасте, поскольку подросток, овладевший определенными формами поведения, например, «жертвенное» поведение, может следовать им на протяжении всей своей жизни (Иченко, 2014; Кайгородов, 1997).
Термины «потенциальная жертва» и «потенциальный преследователь» включают не только черты личности, но и определенные отношения, обеспечиваемые одновременным наличием обоих типов отношений. Следовательно, субъект с характеристиками не должен участвовать в судебном преследовании. Однако если рядом находится потенциальная жертва, вероятность таких событий значительно возрастает5.
«Буллера» как социально-ролевую личность характеризуют следующие особенности: нарциссизм; чрезмерная злость, садизм, агрессивность; статусность6. Буллинг – распространенная проблема, в которой особое место уделяется преследованию. Представителю роли «жертвы» очень сложно влиться в коллектив. Всегда найдется преследователь, которому нравится играть со слабыми. Чем больше жертва реагирует на преследование, тем сложнее противостоять нападавшим. По мнению ученых, преследование состоит из четырех основных компонентов: 1) неравномерность социальных статусов (например, «сильный» – «слабый», «обеспеченный» – «низкий доход» и т. д.); 2) постоянное, последовательное и систематическое поведение («злые шутки», «подножки» и т. д.); 3) умышленное причинение вреда, оскорбления; 4) настрой группы лиц против другой группы лиц (конкуренция классов, школ).
Факторы, которые могут способствовать возникновению буллинга в группах, в основном сводятся к следующим видам:
-
• индивидуально-личностные (низкий уровень толерантности, эмпатии и высокая степень агрессивности, тревожности);
-
• образовательные (низкая познавательная активность, мотивация к обучению, успеваемость);
-
• социальные (ограниченность социальных контактов или желание завоевать уважение сверстников, а также раннее вступление в половую жизнь, стремление к авторитаризму и доминированию).
Помимо этого, причинами могут становиться такие факторы, как месть, ревность, стремление к первенству, желание внимания, доказательство значимости. Самыми основными соци- ально-психологическими детерминантами буллинга в подростковом возрасте считаются: особенности детско-родительских отношений (стиль общения, насилие, низкий экономический статус, гиперопека и т. д.); взаимоотношения со сверстниками (конфликты, борьба за власть, привилегированное отношение учителя, провокации и др.); пропаганда насилия в СМИ (кибербуллинг), фильмах («Все умрут, а я останусь», «Класс» и т. д.).
Из вышесказанного следует определение и использование девиантного поведения в «своих» целях, поскольку одни видят в издевательствах способ самореализации, другие становятся популярными за счет издевательств над сверстниками, и запугивая других, становятся сильнее, третьи не видят своих действий и не влияют на жертв. Опыт и наблюдения показывают, что школы не случайно оказываются в эпицентре насилия в отношении детей. Этому есть ряд причин: социальный разрыв; дидактичность образования; перегрузка педагогов и учеников1.
Эмпирическое изучение буллинга в современной образовательной среде проводилось в одном из общеобразовательных учреждений города Москвы в период с сентября по декабрь 2021 года. Группу испытуемых составили обучающихся 8-х классов в возрасте 14-16 лет. Диагностическое исследование проходило с помощью методик: Опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова и др.) (Бочавер, Хломов, 2013); Методика на выявление «буллинг-структуры» (Е.Г. Норкина)2.
Проведя исследование рисков буллинга, мы можем сказать, что большинство подростков оценивают имеющиеся межличностные отношения со сверстниками и учителями как небезопасные (42 %) и несплоченные (41 %). При этом есть дети, которые привыкли к данному типу отношений и могут принимать их за благополучные (45 %) и равноправные (39 %). Такой результат может являться признаком потенциального буллинга в группе подростков.
Мы также проанализировали буллинговые позиции в группе и сделали вывод о том, что при нормальном распределении выборки, когда большинство подростков занимают наблюдательную позицию (32%), буллинговое поведение действительно присутствует в классе, поскольку процент инициаторов достаточно высок (17 %) и подкреплен их помощниками (9 %). Психологическое и физическое насилие в группе направлено на 30 % испытуемых, занимающих роль жертвы. Те, кто старается защитить сверстников, также присутствуют в группе (12 %), что обозначает положительную тенденцию.
Также проведена статистическая корреляция (ранговая корреляция Спирмена). Были обнаружены следующие значимые положительные корреляционные связи между компонентами риска психологического неблагополучия/благополучия и ролевыми стратегиями буллинга у подростков:
-
• между компонентом риска психологического неблагополучия/благополучия «небезопасность» и ролевой стратегией «инициатор» (г = 0,827; p = 0,004) - данные могут объясняться тем, что «инициаторы» также ощущают небезопасность в группе сверстников, фоновое напряжение и низкое качество общения, исходя из этого, возникает потребность завоевать уважение и установить собственные правила, инициировать «революцию»;
-
• между компонентом риска психологического неблагополучия/благополучия «разобщенность» и ролевой стратегией «помощник» (г = 0,809; p = 0,005) - это говорит о том, что такие подростки не видят сплоченного коллектива, не получают внимания и поддержки;
-
• отрицательная корреляционная связь между компонентом риска психологического неблагополучия/благополучия «благополучие» и ролевой стратегией «жертва» (г = -0,784; p = 0,006) и «наблюдатель» (г = 0,698; p = 0,003) - это говорит о том, что данные группы подростков чаще других подвергаются насилию или предпочитают оставаться в стороне, при этом не ощущая благоприятной психологической обстановки;
-
• между компонентом риска психологического неблагополучия/благополучия «равноправие» и ролевой стратегией «защитник» (г = 0,744; p = 0,009) - эта значимость лежит на поверхности, поскольку те подростки, которые стараются защитить жертв и помочь им, чаще всего руководствуются принципами равноправия и справедливости.
Из полученных результатов становится заметна неблагоприятная образовательная среда среди подростков, поэтому возникла необходимость в разработке коррекционно-профилактической программы для подростков и создание психолого-педагогических рекомендаций для всех участников образовательного процесса.
Наши практические разработки направлены на профилактику буллинга в подростковой среде с учетом полученных данных при диагностике, материал при составлении программ и рекомендаций был ориентирован на разработки К.С. Шалагиновой (Шaлaгинoвa и др., 2014). Программа содержит 18 занятий продолжительностью 1–1,5 часа с периодичностью 1–2 раза в неделю в параллели 9-х классов. В структуру занятий входят следующие этапы:
-
• вводная часть (лекции, набор упражнений и приемов);
-
• основной этап (игры, дискуссии);
-
• заключительный этап (рефлексия, письма, польза).
Основная цель данной профилактической деятельности состоит в снижении уровня агрессивности и тревожности, сплочении коллектива, развитии навыков конструктивного взаимодействия, а также развитии уровня толерантности. Программа включает в себя различные игры, упражнения, проекты и кейсы, направленные на развитие коммуникабельности, ответственности и эмпатии.
Данная программа вместе с практическими рекомендациями находится на заключительном этапе разработки (был проведен комплекс тренинговых занятий по снятию тревожности и конфликтности подростков, но мы считаем, что данного комплекса недостаточно для подтверждения эффективности). Полная программа планируется к проведению педагогом-психологом в будущем 2022–23 учебном году. Результаты повторной диагностики, проверки эффективности, а также итоги психолого-педагогической работы с участниками образовательного процесса также будут опубликованы в научном журнале.
Список литературы Буллинг в современной образовательной среде с позиции отечественных исследователей
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. №3. С. 149-159.
- Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски // www.psyedu.ru'>Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. Т.6. № 1. С. 69-76.
- Кайгородов Б.В. Самопонимание и его место в структуре самосознания // Мир психологии. 1997. № 1. С. 129-132.
- Маланцева, О.Д. "Буллинг" в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 90-92.
- Шaлaгинoвa, К.С., Куликoвa С.А., Чeркaсoвa Т.И. Теоретико-методические основы деятельности педагогапсихолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерновозрастной аспект: монография. Тула, 2014. 237 с.