Целевое обучение: состояние и проблемы
Автор: Япринцева К.Л.
Журнал: Современная высшая школа: инновационный аспект @journal-rbiu
Рубрика: Актуальные проблемы управления качеством образования
Статья в выпуске: 4 (70) т.17, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема совершенствования целевого обучения, выявлены организационно-педагогические условия целевого обучения. Данный вопрос в современном образовании имеет особое значение. Организация целевого обучения, призванного обеспечить решение региональных отраслевых кадровых проблем, гибкость системы образования в отношении меняющихся потребностей и запросов общества, обеспечение возможности реализации системы социальных лифтов для молодых специалистов и др., – один из элементов государственного управления системой профессионального образования. В настоящее время целевое обучение выступает одним из значимых инструментов для выполнения основной цели системы профессионального образования – обеспечение потребности экономики страны в квалифицированных кадрах. Организация приема на целевое обучение и сопровождение студента-целевика вплоть до его трудоустройства после завершения обучения требует от вузов создания системы документационного обеспечения всех процессов с учетом действующего законодательства. На наш взгляд, для дальнейшего изучения вопроса необходимо разработать рекомендации по совершенствованию документационных процессов целевого приема и обучения в вузе.
Система, целевое обучение, педагогическое условие, договор, документационное обеспечение
Короткий адрес: https://sciup.org/142246597
IDR: 142246597 | УДК: 378.4
Текст научной статьи Целевое обучение: состояние и проблемы
Введение. Целевой прием и обучение являются важной частью системы образования в Российской Федерации, направленной на подготовку специалистов для определенных отраслей экономики и социально-культурной сферы. Как любая другая сфера деятельности, она предполагает нормативно-правовое регулирование. Анализ эволюции законодательной базы целевого образования позволяет проследить историю развития подходов государства к подготовке лиц с высшим образованием.
Целевая подготовка кадров и ее нормативное регулирование в отечественной высшей школе фактически началась еще в дореволюционной России. Делая краткий обзор эволюции реализации идеи о выработке механизмов «доведения» выпускника вуза до заранее намеченного места работы, авторы публикации, посвященной целевому обучению как целенаправленной системы деятельности, обратили внимание на то, что тогда «студенты, обучавшиеся на «казённый кошт» (на средства государства), были обязаны отработать положенное число лет в назначенных для них местах» [1, с. 36].
Цель исследования – проанализировать состояние проблемы целевого приема и обучения. Задачи: уточнить ключевые понятия исследования, определить механизм реализации целевого обучения, представить опыт работы по данному направлению вуза, разработать «Рекомендации по совершенствованию документационных процессов для повышения эффективности системы целевого приема и обучения в вузе».
Материалы и методы. Использовались следующие методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Многоаспектный подход в изучении проблем целевого обучения (правовые, материальные, кадровые условия, экономические и психолого-педагогические вопросы) был использован в работах В.М. Аникина и его соавторов [2], Е.Г. Елиной [9], И.Г. Боровского и М.Г. Носовой [6]. Комплексно к исследованию правовых механизмов це- левого обучения подошли А.С. Кельсина [11], Ф.К. Ногайлиева [19], М.К. Шушпанов [26]. Отдельные юридические аспекты, например практики заключения договоров, рассматривали И.В. Васильева и М.Ю. Миллиард [7], Л.В. Киреева и соавторы [12], Т.А. Литвинова [16], судебную практику – К.С. Балицкий [3], Г.Х. Хайруллина, Е.Ф. Александрова [24] и др. Значение целевого обучения для рынка труда с экономической точки зрения рассматривала А.П. Баранова [4] и др. Вопросы трудоустройства выпускников-целевиков анализировали Ю.А. Железнякова [10], С.Ю. Кочерга [14] и др.
В работах С.П. Волохова [8], Т.В. Никулиной [18] обобщен опыт отдельных регионов и вузов в реализации целевого обучения в целом. Отдельные аспекты реализации целевого обучения, взаимодействие вузов и профильных организаций анализировал Г.К. Перваго [20]. Среди авторов, обращавшихся к изучению психолого-педагогического портрета целевиков (от абитуриента – до выпускника), следует назвать С.Н. Алексеенко [1], К.В. Мохнаткина и О.А. Скрынскую [17]. К вопросу о профориентационной работе с будущими целевиками обращались Е.И. Бодрова и В.С. Щербатый [5] и др. Использование механизмов целевой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре рассматривали С.А. Кудж и Н.Б. Голованова [15], а организацию целевого обучения в магистратуре – Л.А. Шипилина и В.В. Шипилина [25]. Вопросы целевого обучения стали предметом диссертационных исследований Т.Л. Клячко [13, Л.В. Фирсовой [23] и др.
Рассмотрим сущность понятий «целевая подготовка», «целевое обучение». Понятие «целевая подготовка» появилось еще в 1960-е гг. в СССР [18, с. 30]. Н.В. Сорокина рассматривает целевую подготовку как систему, процесс и результат [21]. Целевое обучение – это процесс получения профессионального образования после заключения договора, обеспечивающий впоследствии трудоустройство выпускника. Структурные элементы си-
Целевое обучение: состояние и проблемы
К.Л. Япринцева
стемы целевого обучения: когнитивный (совокупность знаний о целевом приеме и обучении), мотивационный (потребность к глубокому освоению знаний, в самостоятельных действиях), рефлексивный ( умения контролировать и анализировать результаты деятельности).
Теоретико-методологическими основаниями системы целевого обучения выступают единство подходов, в котором системный подход – общенаучная основа, а средовой подход – теоретико-методологическая стратегия, деятельностный подход – практико-ориентированная тактика.
В рамках решения исследовательской задачи, связанной с определением механизма реализации целевого обучения было выявлено три модели, реализуемых в вузах России. Основой для их выделения служат нормативные документы, регламентирующие целевое поступление и обучение в вузы [12, 13, 14]. Наша система целевого обучения включает мотивационно-целевой, организационно-содержательный, технологический, аналитико-результативный компоненты. Целевой компонент включает нормативно-целевую базу, цель и задачи, идеи методологических подходов (системный, средовой, деятельностный) и принципы (преемственности, социального партнерства, участия всех заинтересованных сторон).
Мотивационно-целевой компонент системы предопределен нормативными документами. Охватывает цель и задачи целевого обучения. Организационно-содержательный компонент системы включает содержание и направления обучения и воспитания, информационно-аналитическое обеспечение. Технологический компонент системы предусматривает использование интерактивных, активных методов и приемов обучения, информационно-коммуникационных, проектных и других технологий. Аналитико-результативный компонент системы включает инструментарий оценки выполнения программы целевого обучения, степень готовности к профессиональной деятельности.
Обозначим особенности целевого обучения в вузе культуры. Обучение построено на принципе гарантированности, обеспечении финансирования, организации практики согласно учебному плану на базе работодателя. Цель целевого обучения – формирование компетенций у будущих специалистов с учетом потребностей региона (ст. 56 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Обратимся к понятию «педагогическое условие», которые можно рассматривать как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Под организационно-педагогическими условиями будем понимать группу условий, используемых для научного обоснования системы целевоого обучения в вузе культуры. Вторая составляющая системы целевого обучения – это организационнопедагогические условия: использование возможностей социально-культурной среды вуза, профориентационная работа посредством включения обучающихся в разнообразные виды деятельности, информационно-аналитическое обеспечение целевого обучения. Вышеуказанные условия способствует достижению цели и реализации выстроенной системы целевого обучения.
Результаты. Реализация механизмов целевого приема и обучения осуществляется в Челябинском государственном институте культуры с использованием федеральных систем и сервисов: «Единый портал государственных услуг» (далее – ЕПГУ), Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – ЕЦП «Работа в России»), «Суперсервис «Поступление в вуз Онлайн» (далее – ССПВО) и вну-тривузовских информационных систем «Абитуриент» и «Деканат». Взаимодействие систем и сервисов нормативно регламентировано.
В соответствии с Порядком приема на 2025/2026 год, постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2025 г. № 447 предложения по целевому обучению (в рамках и вне квоты) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры (впервые в 2025 г.) формулируются и публикуются в личных кабинетах работодателей и заказчиков на ЕЦП «Работа в России», отражаются в личном кабинете ЧГИК, передаются в ССПВО и воспроизводятся (из ССПВО) при подаче заявления абитуриентом на ЕПГУ. При подаче заявления о приеме через ЕПГУ абитуриент может подать заявку на ЦО. Эта заявка автоматически поступит в вуз через ССПВО и на ЕЦП «Работа в России» (в личные кабинеты образовательной организации и заказчика / работодателя).
Приказы о зачислении по целевой квоте передаются на ЕЦП «Работа в России» через ССПВО. Тогда в личном кабинете образовательной организации в разделе «Договоры» в фильтре «Статус зачисления» можно выбрать всех студентов, включенных в приказ. Договоры о целевом обучении формируются на ЕЦП «Работа в России», поступающими подписывается через ЕПГУ, информация о заключении договора передается в ССПВО. Студенты, которые уже учатся и хотят оформить целевое обучение, могут подать заявку только в бумажном виде заказчику напрямую или через вуз.
Для реализации механизмов приема на целевое обучение ЧГИК, как и все вузы, обязан в строго определенные сроки передавать информацию об условиях приема в текущем году в ССПВО. Автоматически для заказчика и абитуриента-целевика на ЕЦП «Работа в России» становится доступной информация об образовательных программах, реализуемая вузом.
Необходимо отметить, что все образовательные организации, осуществляющие профессиональное обучение, в том числе и ЧГИК, которые зарегистрированные на ЕЦП «Работа в России», имеют в ней два личных кабинета: как заказчик-работодатель – кабинет работодателя, как образовательная организация – кабинет образовательной органи- зации. В каждом кабинете создан самостоятельный раздел «Целевое обучение». Вход на ЕЦП «Работа в России» все юридические лица осуществляют через ЕПГУ (ЕСИА). Из кабинета в кабинет предусмотрен переход. Когда ЧГИК выступает в роли образовательной организации, то система управления документами целевого обучения осуществляется в личном кабинете образовательной организации (заключает договоры с гражданами и заказчиками / работодателями целевого обучения, получает уведомления, связанные со всеми процессами ЦО). Договор закрепляет основные обязательства вуза, гражданина и заказчика целевого обучения.
Личный кабинет образовательной организации позволяет получать уведомления, связанные со всеми процессами целевого обучения (от предложения до заключения договора), в личный кабинет и на электронную почту. Для этого в нем создан раздел «Целевое обучение». В отличие от личного кабинета работодателя, он структурирован и имеет четыре рубрики: «Предложения целевого обучения», «Заявки на целевое обучение», «Договоры на целевое обучение», «Кадровая потребность». Например, в рубрике «Предложения целевого обучения» представлены предложения от заказчиков / работодателей. На момент написания данного исследования (07.05.2025) рубрика содержала 10116 предложений для обучающихся, находящихся в процессе обучения. Предложения для абитуриентов на 2025/26 учебный год появятся после процедуры модерации заявок и будут доступны в личном кабинете.
Нами были разработаны «Рекомендации по совершенствованию документационных процессов для повышения эффективности системы целевого приема и обучения в вузе» с учетом требований нормативно-правовой базы, которые адресованы руководству вузов, работодателям, органам власти и разработчикам образовательной политики. Например, в разделе «Повышение компетенций
Целевое обучение: состояние и проблемы
К.Л. Япринцева
участников процесса» для вуза содержатся следующие предложения: 1) внедрить систему персонифицированного взаимодействия с работодателями (закрепление кураторов); 2) разработать программы повышения квалификации сотрудников, отвечающих за целевой прием и обучение; 3) обеспечить методическое сопровождение работодателей на всех этапах (от подачи заявки на целевое обучение до защиты ВКР и трудоустройства).
В этом же разделе п. 4 «Развитие практико-ориентированного обучения» (как ключевой элемент эффективности целевого обучения) предложено: 1) активнее включать представителей работодателей в образовательный процесс (разработка программ, проведение занятий, руководство практиками); 2) закрепить за каждым студентом-целевиком наставника от работодателя; 3) разработать индивидуальные образовательные траектории с учетом потребностей конкретного учреждения. Особое внимание уделено оптимизации взаимодействия между участниками; мониторингу и оценке эффективности ЦО; институциональным мерам и т.д.
Заключение. Программа «Приоритет 2030» направлена на участие ВУЗов в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Механизм целевого обучения является инструментом подготовки кадров. Изучив нормативно-правовую базу, научные исследования, определили основные направления исследования. Проведенный анализ федеральных информационных систем (ИАС «Мониторинг целевого обучения», ЕЦП «Работа в России», ФИС ФРДО, ИС мониторинга национальных проектов и программ в социальной сфере) подтверждает формирование комплексной инфраструктуры для сбора данных о целевом обучении, однако выявляет фрагментированность процессов, асинхронность внедрения функционала (например, ЕЦП – с 2024 г., ФИС ФРДО – с 2021 г.) и необходимость дальнейшей синхронизации систем для обеспечения целостности мониторинга целевого приёма и обучения.
Очевидно, что практика реализации механизмов целевого обучения посредством ЕЦП «Работа в России» вызывает огромное число нареканий со стороны образовательных организаций (отсутствие конкурсных групп, перераспределение их между головными и филиальными структурами, отсутствие компетенций по модерации, предложений со стороны территориальных органов службы занятости, у работодателей/заказчиков – при выборе направлений подготовки, институциональных возможностей для продуктивного взаимодействия со студентом-целевиком, а в ряде случаев и с образовательной организацией и т.д.).
В конечном итоге повышение эффективности функционирования механизмов целевого обучения требует кардинальной трансформации взаимодействия вуза и работодателей. Применительно к ЧГИК данная проблема усугубляется локальностью учреждений культуры как работодателей, отсутствием продуманной кадровой политики. В данных обстоятельствах перед вузом стоит задача институциональной перестройки практики целевого приема и обучения с учетом «Рекомендаций по совершенствованию документационных процессов для повышения эффективности системы целевого приема и обучения в вузе».