Динамика визуальных исследований и новый дискурс художественной образности

Бесплатный доступ

Статья посвящена генезису и эволюции визуальных исследований как неким формам дискурса новых и традиционных направлений художественной культуры. Проведение визуальных исследований было направлено на изучение функционала визуальности и визуальных образов, их художественного, социального и идеологического потенциала. У истоков визуальных исследований в 60-70 годы ХХ века стояли С. Альперс и М. Баксандалл, которые и ввели в научный оборот понятие «визуальной культуры». Проблема визуального решалась в рамках«новой истории искусства», что привело к изменению рецепции произведений искусства. Начиная с 80-х годов XX века, для визуальных исследований характерно расширение концептуального аппарата, они проходят под лозунгом антипозитивизма с использованием теоретического арсенала семиотики и лингвистики, а также психоаналитической теории, культурной (визуальной) антропологии, результатов и методов, накопленных в социологии, культурологии. Новые технологические возможности изменяют культурное пространство, широкую популярность приобретают новые виды и жанры искусства, а также массовое производство изображений, независимо от их ценности. Поиск аутентичности социальных исследований приводит к тому, что методы и наработки визуальных исследований начали широко использоваться при проведении постколониальных исследований, а также в работах, посвященных гендерной проблематике. Новые формы и технические стратегии создания искусства, основанные на технологических возможностях и способах коммуницирования в цифровую эпоху, актуализируют визуальные исследования, которые раскрывают возможности визуальной культуры по формированию новой социальности в посткапиталистическом обществе.

Еще

Визуальные исследования, визуальный образ, новая история искусства, визуальный поворот, цифровое искусство

Короткий адрес: https://sciup.org/144162552

IDR: 144162552   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-1105-54-62

Список литературы Динамика визуальных исследований и новый дискурс художественной образности

  • Баксандаяя М. Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля / перевод с английского Н.Мазур, А. Форсилова. Москва: V-A-C PRESS, 2018. 262 с.
  • Барт Р. Camera lucida: комментарии к фотографии/перевод с французского, послесловие и комментарий М.Рыклина. Москва: АД Маргинем. 2011. 267с.
  • Барт Р. Фотографическое сообщение //Система моды. Статьи по семиотике культуры/ перевод с французского, вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. Москва: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 378—392.
  • Бея М. Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. 1996. № 2. С. 521 - 559.
  • Бергер Д. Искусство видеть/перевод с английского Е.Шраги. Санкт-Петербург: КЛАУДБЕРРИ, 2012. 182 с.
  • Власова Я.М. Визуальный образ в современной культуре: к постановке проблемы// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9. Вып. 8. Ч.1, 2010. С.127-129.
  • ВоеводинаЛ.Н., Мурзаева В.В. Видеоарт как актуальный феномен визуального поворота в современной художественной культуре//Культура и образование. Научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2019. № 1. С. 31-37.
  • Дебор Г. Общество спектакля/ перевод с французского С. Офертаса и М. Якубович. Москва: Логос (Радек), 2000. - 183 с.
  • Ищенко Е.Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыт философской рефлексии/Вестник Воронежского государственного университета. 2016. №2. С.17-27.
  • Каяяер Дж. Структуралистская поэтика: структурализм, лингвистика и изучение литературы. Лондон: Ратледж и Киган Пол / Итака: Издательство Корнелльского университета, 1975.
  • Кояодий В.В. Визуальность и ее влияние на социальное познание: философско-методологическое основание//Вестник Томского государственного университета. 2011. №2. С.90-96.
  • Мазур Н.Н. Исследования визуальной культуры: история и предыстория//Искусствознание. 2018. С.10-42.
  • Толстых В.И. Образ художественный//Новая философская энциклопедия. В 4 т./Ин-т философии Рос.анад. наук. Москва, Мысль, 2001. Т.3. С.129.
  • Alpers S. The Art of Describing : Dutch Art in the Seventeenth Century. - London : University of Chicago, 1983.
  • Bryson N. Vision and Painting : the Logic of the Gaze / N. Bryson. -New Haven : Yale University Press, 1983.
  • Gombrich E. The Uses of Images : Studies in the Social Function of Art and Visual Communication / E. Gombrich. - London, 1999.
  • Mirzoeff N. An Introduction to Visual Culture // Visual Culture Reader .- London, New York: Routledge. - 1998. P. 3.
  • Mitchell W.J.T. The Pictorial Turn / W.J.T. Mitchell // Mitchell W.J.T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. - Chicago, London: The University of Chicago Press, 1994. - P. 11-34.
  • Purgar K. images in Text - Italian and American Literature in the Perspective of Visual Studies. Zagreb. 2013. P. 29-34.
  • Schapiro М., On Some Problems in the Semiotics of Visual Art: Field and Vehicle in Image-Signs, Semiotica, 1, № 3, p. 223 - 242 (1969).
Еще
Статья научная