Две концептуализации загробной жизни в античной культуре
Автор: Розин Вадим Маркович
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 1 (57), 2014 года.
Бесплатный доступ
Исходя из того, что картина мира античности включала в себя две разные группы представлений - религиозно-мифологическую картину (вера в богов и души) и рациональную картину мира, к которой относятся как онтологические представления ранних греческих мыслителей, так и более сложные концепции действительности Платона и Аристотеля, автор статьи рассматривает концептуализации загробной жизни, присущие той или иной картине мира. Отмечается, что представления древних греков о действительности, заданные в религиозно-мифологической и рациональной картинах, отчасти являются согласованными, поскольку содержат дополняющие элементы, и что в обеих картинах существенную роль играет личность. При этом боги, например, Платона - это совсем другие существа (реалии), чем боги и демоны из религиозно-мифологической кар ти ны ми ра, они пре под но сят ся Плато ном та ким об ра зом, что бы ста ло воз мож ным для человека сознательное построение собственной жизни, правильный выбор своей судьбы, выводящие человека к бессмертию. Такой выбор предполагает сложную духовную работу («вынашивание духовных плодов», освобождение от уз тела и неразумных желаний, жизнь истиной, идеями и прочее). С другой стороны, для среднего античного человека более понятны были орфические и дионисийские мифы и мистерии («оргии»), которые давали надежду бессмертия другим путём, когда не нужно было рассуждать и работать над собой, единственно, что требовалось - включиться в мистерию, идентифицировать себя с Орфеем, Дионисом или Осирисом. Пережив очищение страстями, античный человек, с одной стороны, на время освобождался от владеющих им страхов перед смертью, а с другой - соприкасался с предстоящим воскрешением. Другое дело, что, выйдя из оргии, он снова оказывался лицом к лицу со всеми своими страхами.
Античность, загробная жизнь, боги, демоны, мистерии, личность, бессмертие
Короткий адрес: https://sciup.org/14489676
IDR: 14489676
Список литературы Две концептуализации загробной жизни в античной культуре
- Аристотель. Метафизика. Москва; Ленинград, 1934.
- Ахутин А. В. Открытие сознания//Человек и культура. Москва, 1990.
- Иванов В. Дионис и прадионисийство. Санкт-Петербург, 1994.
- Лосев А. Ф. Комментарии//Платон. Собр. соч.: в 4 т. Москва, 1994. Т. 4.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. Москва, 1976.
- Платон. Апология Сократа//Собр. соч.:в4т. Москва, 1994. Т. 1.
- Платон. Государство//Собр. соч.:в4т. Москва, 1994. Т. 3.
- Платон. Послезаконие//Собр. соч.:в4т. Москва, 1994. Т. 4.
- Платон. Федр//Собр. соч.:в4т. Москва, 1994. Т. 2.
- Розин В. М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. Москва, 2012.
- Розин В. М. Семиотические исследования. Москва, 2001.