Формирование готовности будущих педагогов к противодействию проявлениям буллинга в школьной среде как педагогическая проблема

Автор: Воскрекасенко Ольга Александровна, Жилкина Ольга Юрьевна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Педагогика

Статья в выпуске: 6, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье обосновывается значимость осуществления противодействия проявлениям буллинга в школьной среде. Дается определение понятия «буллинг». Осуществлён анализ научной литературы по проблеме формирования готовности будущих педагогов к противодействию проявлениям буллинга в школе. Показана роль учителя в профилактике и коррекции проявлений издевательств среди обучающихся. Выделены компоненты готовности будущих педагогов к противодействию проявлений буллинга в школьной среде: мотивационно-ценностный, когнитивный, функционально-деятельностный и личностный. Представлены результаты проведенного анонимного опроса среди обучающихся бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование», направленного на определение сформированноси готовности будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга среди школьников. Предлагаются мероприятия по подготовке студентов к предотвращению разнообразных проявлений травли в детской среде. Сделан вывод о том, что качественная духовно-нравственная, психолого-педагогическая и технологическая подготовка будущих педагогов может стать одним из условий создания безопасной для всех субъектов образовательных отношений внутришкольной среды.

Еще

Буллинг, школьная среда, противодействие проявлениям буллинга, профилактика, коррекция, будущие педагоги, готовность, высшая школа

Короткий адрес: https://sciup.org/149143013

IDR: 149143013   |   DOI: 10.24158/spp.2023.6.17

Текст научной статьи Формирование готовности будущих педагогов к противодействию проявлениям буллинга в школьной среде как педагогическая проблема

В условиях современного информационного общества происходят коренные изменения в организации жизнедеятельности людей, а также выстаиваемых между ними способах взаимодействия и коммуникации, искажение которых зачастую приводит к появлению различных форм буллинга как опасного социально-психологического феномена, его проникновению во все социально-демографические и возрастные группы.

Особое беспокойство среди общественности вызывает широкое распространение буллинга в школьной среде (Крылова и др., 2022). Так, проводимые в 2014–2019 гг. исследования, связанные с буллингом в школе, позволили выяснить, что больше 50 % школьников за время обучения подвергались различным формам травли со стороны своих одноклассников и даже учителей (Иванюшина и др., 2021). Наносимый буллингом вред дальнейшему личностному развитию ребёнка, его психологическому и психосоматическому здоровью, а также искажение духовнонравственного становления всех так или иначе задействованных сторон определяют необходимость противодействия его проявлениям.

Особая роль в профилактике и коррекции буллинга среди школьников отводится учителю (Бо-чавер, 2014), что актуализирует проблему его готовности к решению данной социально-педагогической задачи, на которую необходимо обратить внимание в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. В этой связи обозначена цель статьи – определение готовности будущих педагогов к противодействию проявлениям буллинга в школьной среде. Для её достижения использовались такие методы, как анализ, обобщение научной литературы и анкетирование.

Проведенный анализ показал, что в России проблема буллинга стала активно изучаться только в последнее десятилетие. Сейчас все больше и больше появляется публикаций, которые в основном носят ознакомительный характер, но также есть и работы, раскрывающие более значимые аспекты проблемы. Так, например, в своих исследованиях И.Д. Белеева, Т.А. Заглодина, Л.Э. Панкратова и Н.Б. Титова (2020) выделяют основные подходы к изучению травли. Е.А. Гусейнова и С.Н. Ениколопов (2014) описывают главные черты личности жертвы, свидетеля и агрессора, влияние различных факторов окружающей среды и последствия буллинга для всех участников этого процесса. Е.О. Якунина (2021) раскрывает причины травли, а Е.Н. Волкова (2021) характеризует программы деятельности педагога-психолога по профилактике её в подростковой среде.

Существует множество определений понятия «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, издевательство, травля). Впервые термин «буллинг» ввёл норвежский профессор Дан Олвеус, считавший, что обучающийся подвергается буллингу или виктимизации, когда неоднократно и в течение длительного времени становится объектом негативных действий со стороны одного или нескольких обучающихся (Olweus, 1994). В современных исследованиях можно найти такие определения буллинга:

  • –    «агрессивное, целенаправленное поведение, которое наносит вред другому индивиду в контексте дисбаланса власти» (Volk et al., 2014: 327);

  • –    «травля, перманентная агрессия по отношению к личности, сопровождающаяся принуждением и запугиванием» (Титова, 2019: 1028);

  • –    «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек» (Аптикиева, 2018: 39) и др.

Искоренить травлю можно только в том случае, если постоянно будут применяться целенаправленные меры по профилактике и коррекции её проявлений в школьной среде. Важно понимать, что с травлей можно эффективно бороться. Отношения среди обучающихся одного класса во многом зависят от той тактики поведения, которую выберет педагог с самых первых дней работы с ними. Учитель в силах не только не допустить возникновение буллинга, но и может способствовать преодолению негативного стереотипа отношений в классе.

В тех школах, в которых существуют четкие правила поведения, запрещающие оскорблять других людей, нападать на них, буллинг менее распространен. В таких общеобразовательных организациях педагоги не только не поощряют конкуренцию между обучающимися, так как она может являться одной из причин буллинга, но и внимательно обсуждают конфликты, а также достаточно быстро замечают проявления агрессии со стороны детей.

Жертвы буллинга предпочитают не говорить о том, что над ними издеваются, однако заметить, что ученик подвергается травле, можно по настроению ребенка или его поведению. Как правило, такой ребенок постоянно напуган, абсолютно не верит в свои силы, ему приходится постоянно чего-то опасаться.

Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора, и на свидетелей. У обучающегося, который выступает в качестве агрессора, из-за постоянного, осознанного унижения жертвы, применения насилия по отношению к ней формируется устойчивое ощущение вседозволенности и безнаказанности, что также определяет его поведение в дальнейшем (Новикова и др., 2021). Свидетели же претерпевают процесс вторичной травматизации, так как они постоянно опасаются стать жертвой, живя в страхе и тревоге.

Главная роль в профилактике и коррекции буллинга в школьной среде отводится учителям (Бочавер, 2014). Большинство российских педагогов владеют знаниями о формах, видах буллинга и этапах этого процесса. Также они хорошо осведомлены о негативных последствиях травли для психофизиологического здоровья и дальнейшего личностного развития школьников. Однако, когда педагоги описывают свою реакцию на травлю, выясняется существенное расхождение между сложившейся у них системой знаний и реальными умениями и навыками практического решения проблемы буллинга в школьной среде. Иными словами, свои теоретические знания педагоги почти никогда не применяют, действуя совершенно бессистемно и полагаясь лишь на собственный опыт и интуицию (Матвиенко, 2018). Учителя часто считают, что обучающиеся должны самостоятельно разрешить конфликтные ситуации. Более того, некоторые педагоги обвиняют саму жертву в сложившейся ситуации и поддерживают нейтральную позицию свидетелей, что однозначно ведёт к распространению школьного буллинга. Не все педагоги владеют способами диагностики наличия издевательств в школе и приёмами эффективного реагирования на выявленные случаи. Нужно отметить, что далеко не во всех школах существует какая-либо система, направленная на выявление травли в детской среде и осуществление реабилитации обучающихся, пострадавших от буллинга (Волкова, 2021).

Вышесказанное свидетельствует о необходимости формирования готовности будущих педагогов к предотвращению проявлений буллинга в школьной среде в процессе профессиональной подготовки в высшей школе. В соответствии со структурой готовности к профессиональной деятельности (Невдах, 2018) в структуре готовности будущего педагога к предотвращению проявлений буллинга в школьной среде были выделены следующие компоненты: мотивационно-ценностный (включает в себя понимание значимости деятельности педагога по профилактике и коррекции буллинга в школьной среде, а также устойчивую мотивацию к формированию умений и навыков предотвращения травли в школе); когнитивный (характеризуется знанием теоретических основ, методов и средств профилактики и коррекции проявлений буллинга среди школьников); функционально-деятельностный (отражает индивидуальные умения, способности и стиль деятельности при разрешении ситуации травли в школьной среде); личностный (проявляется в осознании будущим учителем значения саморазвития и самосовершенствования в вопросах профилактики и коррекции буллинга в школьной среде и представляет собой рефлексивный элемент).

Формирование готовности будущих педагогов к предотвращению проявлений буллинга в школьной среде начинается с диагностики исходного состояния. Для того чтобы определить сформированность данной готовности, было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 122 обучающихся 3–4-х курсов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

В ходе проведенного исследования было выявлено, что среди всех опрошенных студентов – будущих педагогов только 1 % не знает, что такое буллинг. Остальные же давали такое определение этого понятия, как «травля, издевательства над человеком одним и несколькими членами коллектива».

Также по результатам анкетирования оказалось, что 86 % участников опроса так или иначе сталкивались с проявлениями буллинга в самых разных его формах (принуждение к нежелательным действиям; изоляция или социальное исключение; распускание слухов о жертве; толчки, щипки, побои; отнимание личных вещей, денег и др.; порча вещей; угрозы и пр.). Причем среди агрессоров будущие педагоги указывали не только одноклассников (старшеклассников), но и учителей. Среди этих 86 % тех, кто признались, что сами были жертвой буллинга, 72 % (из них были жертвой постоянно – 31 %; были жертвой редко – 41 %).

На вопрос: «Какова бы была Ваша реакция, если бы Вы стали свидетелем буллинга?» – были получены следующие ответы: протест – 51 %; невозмутимость, но в душе неприятие подобного рода действий – 19,4 %; защита жертвы буллинга – 14,3 %; страх – 10,2 %; другое (гнев, недоумение, желание помочь жертве) – 5,1 %.

Вопрос о том, является ли профилактика и коррекция буллинга задачей учителя, разделил будущих педагогов на 4 группы: 55,7 % студентов считают, что это только задача учителя; 32,8 % убеждены, что это совместная задача педагога, родителей и администрации школы; 6,6 % утверждают, что это не является задачей учителя; 4,9 % затруднились ответить.

По результатам анкетирования стало понятно, что большинство студентов (84 %) считают, что они обладают средним уровнем знаний о методах, средствах и форматах работы по предот- вращению буллинга в школьной среде (12 % – низким уровнем, 4 % – высоким). Также выяснилось, что у 19 % студентов – будущих педагогов, по их мнению, сформированы все необходимые умения и навыки, которые нужны для профилактики и коррекции буллинга, у 3 % респондентов они вообще отсутствуют.

На основе анализа результатов анкетирования можно сделать вывод, что будущие учителя понимают важность проблемы буллинга и готовы ее решать, но им недостает умений и навыков, поэтому сегодня актуальной становится задача формирования в период обучения системы знаний, практических умений и навыков профилактики и коррекции проявлений буллинга.

Готовить студентов педагогического направления подготовки к профилактике и коррекции травли в школьной среде можно во время аудиторных занятий (в процессе освоения учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», «Технология и организация воспитательных практик» и др.), а также в процессе внеаудиторной работы (все виды практик, тренинговые занятия, научные студенческие кружки, стажировочные площадки и др.). В ходе профессиональной подготовки будущих учителей необходимо рассмотреть понятие буллинга, его виды, формы и структуру, причины возникновения такой ситуации, а также способы её разрешения. Безусловно, важным в процессе подготовки к предотвращению травли должно стать проведение практических занятий, включающих в себя анализ официальных данных, связанных с темой распространенности буллинга среди подростков, решение педагогических кейсов, проведение ролевых игр и дискуссий.

Таким образом, актуальность проблемы буллинга в школьной среде, наносимый им вред физическому, психологическому и духовно-нравственному здоровью школьников обусловливают потребность в системе противодействия данному социально-психологическому явлению. Особое место в профилактике и коррекции проявлений буллинга в школьной среде принадлежит педагогу. Школьный учитель должен быть готов к осуществлению всех необходимых мер. В свою очередь данная готовность закладывается на студенческой скамье в ходе профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов. Но, как выяснилось по результатам анонимного анкетирования, проведённого среди обучающихся педагогического направления подготовки, студентам не хватает практических умений и навыков предотвращения проявлений буллинга в школьной среде, что определяет необходимость внесения изменений в ход профессиональной подготовки будущих педагогов, актуализации её содержания в соответствии со стоящими перед высшим педагогическим образованием задачами профилактики и коррекции буллинга в общеобразовательных организациях. Одним из условий создания безопасной для всех субъектов образовательных отношений внутришкольной среды может стать качественная духовно-нравственная, психологопедагогическая и технологическая подготовка студентов – будущих педагогов.

Список литературы Формирование готовности будущих педагогов к противодействию проявлениям буллинга в школьной среде как педагогическая проблема

  • Аптикиева Л.Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2. С. 39-46.
  • Белеева И.Д., Заглодина Т.А., Панкратова Л.Э., Титова Н.Б. Буллинг как социально-психологическое явление: анализ теоретических подходов и эмпирических исследований // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 131-136. https://doi.org/10.26170/po20-05-15.
  • Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 1. С. 47-55.
  • Волкова Е.Н. Программы профилактики подросткового буллинга в деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18, № 3. С. 90-97.
  • Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку // Психологическая наука и образование. 2014. T. 6, № 2. С. 246-256.
  • Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размеров и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220-242. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242.
  • Крылова А.А., Крылова Н.Г., Тихомирова Е.В. Опыт буллинга в личной истории педагога // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 40-47. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-40-47.
  • Матвиенко С.В. Буллинг как социально-педагогическая проблема // Вестник науки и образования. 2018. T. 1, № 3 (39). С. 61-64.
  • Невдах С.И. Концептуальная модель готовности педагога к профессиональной деятельности // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Москва, 18-21 июля 2018 г. М., 2018. С. 68-71.
  • Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62-90. https://doi. org/10.17323/1814-9545-2021 -3-62-90.
  • Титова Н.Б. Буллинг в школе как социальный вызов современному российскому обществу // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы xXlI Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Екатеринбург, 21-23 марта 2019 г. Екатеринбург, 2019. С. 1026-1033.
  • Якунина Е.О. Причины школьного буллинга // Вестник науки. 2021. T. 3, № 5 (38). С. 35-40.
  • Olweus D. Bullying at school: Basic facts and effects of a school-based intervention program // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994. Vol. 35, no. 7. P. 1171-1190. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1994.tb01229.x. PMID 7806605.
  • Volk A.A., Dane A.V., Marini Z.A. What is bullying? A theoretical redefinition // Developmental Review. 2014. No. 34. P. 327-343. https://doi.org/10.1016/j.dr.2014.09.001.
Еще
Статья научная