Формирование исторической памяти россиян: непрерывный процесс воспроизводства социокультурной инаковости

Бесплатный доступ

в статье утверждается, что социокультурные общности исторически преходящи. Они возникают тогда, когда некая группа осознает собственную инаковость и начинает отделять «своих» от «чужих». Самоидентификация становится возможной вследствие того, что сообщество современников обнаруживает у себя общие корни, общую историю. Цель статьи: определив сущность исторической памяти и ее структурную организацию, показать роль института образования в формировании данного феномена как фундамента репродуцирования общности «россияне». Применяя трансдисциплинарную методологию, автор пришел к следующим выводам. Историческая память, являющаяся репрезентацией событий минувшего, непрерывно конструируется мнемоническими акторами (институтом образования, прежде всего) и унифицируется в результате повседневных взаимодействий индивидов. Хранимые исторической памятью «воспоминания» объединяют людей на основе общих побед и поражений, пристрастий и интересов, обосновывают их инаковость и тем самым конституируют их в репродуцируемую социокультурную общность. Образовательные структуры, будучи ключевым звеном инфраструктуры воспроизводства исторической памяти, обеспечивают освоение новыми поколениями ключевых событий и героев общего прошлого, приобретших символическое значение, мифов (идеологем, организующих и регламентирующих жизнь). Тем самым они транслируют систему базовых ценностей общности и инициируют саморефлексию обучающихся.

Еще

Историческая память, культурная память, социокультурная идентичность, непрерывность, дискретность, мнемонические акторы, мифы

Короткий адрес: https://sciup.org/147243766

IDR: 147243766   |   DOI: 10.15393/j5.art.2024.8984

Список литературы Формирование исторической памяти россиян: непрерывный процесс воспроизводства социокультурной инаковости

  • Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Память о войне: Россия, Германия, Европа. Москва: Новое литературное обозрение, 2005. С. 16 50.
  • Новиков С. Г., Загуменнов Д. А. Формирование исторической памяти у школьников: насущная проблема эпохи глобализации // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 94 104.
  • Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
  • Хаттон П. Х. История как искусство памяти / пер. с англ. В. Ю. Быстрова. Санкт Петербург: Владимир Даль, 2004. 422 с.
  • Вельцер Х. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы // Память о войне: Россия, Германия, Европа. Москва: Новое лит. обозрение, 2005. С. 51 63.
  • Dill J. S., Hunter J. D. Education and the culture wars: morality and conflict in American schools // Handbook of the sociology of morality. New York: Springer, 2010. P. 275 291.
  • Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Бориса Хлебникова. Москва: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
  • Неклюдов С. Ю. Структура и функции мифа // Мифы и мифология в современной России. Москва: АИРО XX, 2000. С. 17 38.
  • Сулима И. И., Фофанова А. Д. Миф и мифотворчество в системе образования // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 4 (40). DOI: 10.15393/j5.art.2022.8004
  • Репинецкая Ю. С. К вопросу о содержании понятий «историческое сознание» и «историческая память» // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 147 151.
  • Ушакин С. «Нам этой болью дышать»?: О травме, памяти и сообществах // Травма: пункты: Сборник статей / сост. С. Ушакин и Е. Трубина. Москва: Новое литературное обозрение, 2009. С. 5 44.
  • Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция память. Санкт Петербург: Изд во Петербургского ун та, 1999. С. 17 50.
Еще
Статья научная