Характеристика искусства в культурфилософском дискурсе

Автор: Сигида Дарья Андреевна, Даниленко Татьяна Валентиновна

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Философские, психологические и социологически-политологические науки

Статья в выпуске: 1-2 т.8, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается искусство как теоретическое понятие, его характеристика. Анализируется философская природа искусства, о чем писали многие ученые. Так, анализируя понимание духовности в творчестве Канта, Гегеля, с одной стороны, и русских философов, с другой, В. Диденко отмечает, что для первых - духовное есть категориально логическое осмысление бытия, для вторых - это само бытие; дух не только отражает материальную действительность, он её преображает, создает новую действительность. Философия постмодернизма, которая, имея устойчивую интенцию к расширению своего дискурсивного поля, характеризуется семантическим и категориальным многообразием, обусловленным принципиальным отказом от парадигмального единства. Эта ситуация влияет на развитие современного искусства, представляющего собой содержательно-образующее измерение, поднимающее роль и ценностный статус культуры, создавая в ней активное пространство для формирования художественной картины мира и нового мировоззрения человека, что играет немаловажную роль в самовыражении человека, как духовной ценности в современном информационном обществе. Актуальность статьи обуславливается нарастающим интересом науки к меняющимся ценностям в современном информационном обществе, где искусство является частью культуры, а так же, способом и формой общения с реальностью. Оно отражает весь окружающий мир и формируется в бесконечности содержательных отношений, в объединении, столкновении и появлении новых смыслов, в ассоциациях, в восхождениях и низведениях ценностей иллюзий, в рождении одних идей и в развенчивании других. Сделанные выводы в статье подтверждают что, и реальность, и истина, и ценность указывают на взаимосвязь философии и искусства, так как философское знание включает три взаимосвязанные части: онтологию - учение об объективноуниверсальном бытии; гносеологию - учение об универсальных закономерностях познания этой реальности; аксиологию - учение о природе ценностей и общих закономерностях их производства и потребления.

Еще

Искусство, культура, философия, постмодернизм, ценности, художественная жизнь, миро-человек, синкретическое ядро, культурфилософия

Короткий адрес: https://sciup.org/14951114

IDR: 14951114   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-158-163

Список литературы Характеристика искусства в культурфилософском дискурсе

  • Гуревич, П. Культурология. XX век. Энциклопедия. -М., 1998; Кравченко, А. Культурология: Словарь. -М., 2000
  • Ястребова, Н. Человек в игре и искусстве. Теория художественной культуры. Вып. 3. -М., 1999. -С. 91-92, 93, 96
  • Соловьев, В. Философские начала цельного знания. Соч. в 2 томах. Т.2. -М.,1988. -С. 286
  • Соловьев, В. Общий смысл искусства. Соч. в 2 томах. -С. 399
  • Диденко, В. Духовный мир искусства. -М., 1993
  • Бранский, В. Искусство и философия. -Калининград, 1999. -С. 238
  • Новикова, Т. Философия искусства. Эзотерические традиции. -М., 1996. -С. 25-32
  • Эткинд, А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. -М., 1995. -С. 91
  • Бранский, В. Искусство и философия. -Калининград, 1999. -С. 689
  • Сигида Д.А. Искусство в художественной жизни современного российского общества (культурфилософский дискурс) диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук/Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2012
  • Даниленко Т.В. Человек и его ценности в информационном обществе (методологический аспект) //Сфера услуг: инновации и качество. 2013. № 11. С. 11.
  • Даниленко Т.В. Индивидуализм как культурная парадигма российского общества (методологический аспект) //Сфера услуг: инновации и качество. 2013. № 14. С. 9-21.
  • Алексеенко О.И. История России глазами современных студентов. Наука в современном обществе. 2014. № 5. С. 56-61.
Еще
Статья научная