Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу хореографического профессионального образования и хореографического обучения как вида досуговой деятельности. Автор анализирует систему профессиональной подготовки будущих специалистов в области хореографического искусства. При этом необходимо заметить, что обучение танцам - это не синоним профессиональному образованию в области искусства танца. Рассматривая тенденции в хореографическом обучении, которые существуют в настоящее время, мы можем чётко выделить определённые структуры, государственные и коммерческие, функцией которых является обучение танцу широких слоёв населения (в основном детей). Однако это обучение не ставит цели профессиональной подготовки. Мы можем сделать вывод, что цели, задачи и формы обучения танцу и профессионального образования в хореографии - существенно отличаются. Занятия танцем позволяют развить у ребёнка эстетическое восприятие, эмоциональность, получить знания в области искусства танца, развить музыкальность.

Еще

Профессиональное хореографическое образование, любительское хореографическое обучение, обучение танцу

Короткий адрес: https://sciup.org/14489712

IDR: 14489712

Текст научной статьи Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы

НИКИТИН ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, заместитель декана хореографического факультета по научно-методической работе и профессор кафедры танцев народов мира и современной хореографии Московского государственного университета культуры и искусств

NIKITIN VADIM YUR'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Ph.D. (History of Arts), Deputy Dean of the faculty of choreography for scientific and methodical work and the Professor of Department of the dances of the peoples of the world and modern choreography, Moscow State University of Culture and Arts

Хореографическое искусство является одним из видов художественно-творческой деятельности, в специфической присущей ей форме — танцах, отражает внутренний мир человека, его желания, стремления, творческое становление. Выдающийся балетмейстер и педагог Р.В. Захаров даёт такое определение этому понятию: «Хореография — искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения между людьми. Специфика её заключается в том, что чувства, переживания людей она передаёт в пластической образно-художественной форме»1.

«В танце, благодаря своеобразной и сложной технике этого вида искусства, раскрывается внутренний мир человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки, отражается национальная, стилевое и историческая принадлежность»2.

В современном мире особое значение приобретает хореографическое искусство, которое по своей природе является синтетическим. Занятия танцем развивают эмоциональную и волевую сферу личности, способствуют привлечению к национальнокультурным ценностям, ориентируют человека на здоровый образ жизни, повышают работоспособность, что обеспечивает целенаправленное развитие жизненно важных духовных, интеллектуальных и физических качеств будущего поколения.

При этом необходимо заметить, что обучение танцам — это не синоним профессиональному образованию в области искусства танца. Рассматривая тенденции в хореографическом обучении, которые существуют в настоящее время, мы можем чётко выделить определённые структуры, государственные и коммерческие, функцией которых является обучение танцу широких слоёв населения (в основном детей). Однако это обучение не ставит цели профессиональной подготовки. Мы можем сделать вывод, что цели, задачи и формы обучения танцу и профессионального образования в хореографии — существенно отличаются.

Путь к успеху в профессиональной деятельности напоминает пирамиду. Каждый второй ребёнок в детстве занимался музыкой, танцем, пением, живописью. Но, возможно, только один из ста поступил в музыкальное, хореографическое или художественное училище. Только один из тысячи продолжил обучение в консерватории, академии танца или в театральном институте. Безусловно, автор не владеет точными статистическими данными в сфере подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда. Как нам кажется, такой статистики нет и в Министерстве культуры, которое априори должно контролировать процесс профессиональной подготовки в сфере искусства, в том числе и в хореографии.

Первоначально мы должны определить те цели, которые ставят родители, решив отдать ребёнка заниматься танцем, поскольку именно в обучении любому направлению хореографического искусства желание родителей является определяющим. Так же как в музыкальном и художественном творчестве, в хореографическом искусстве существует ранняя профессионализация детей и подростков, и именно от решения родителей зависит будущая специальность ребёнка. Исходя из практической работы автора и многолетних наблюдений за развитием любительского и профессионального обучения танцу, можно сделать вывод, что в основном родители ставят воспитательные и общеразвивающие цели, не думая о дальнейшей профессионализации.

И вот здесь мы должны остановиться на двух направлениях хореографического искусства — любительском и профессиональном. Именно выбор этого приоритета определяет дальнейшую судьбу ребёнка, а главное, возможности и способы развития хореографических способностей и дирек- торию дальнейшего обучения. Безусловно, важную роль играют природные данные, но много раз в практической работе автор встречал родителей, дети которых обладали феноменальными хореографическими данными, но на предложение педагога отдать ребёнка в профессиональное учебное заведение, они категорически отвечали — нет! К сожалению, прошли те времена, когда профессия танцовщика была престижна, высоко оплачивалась и артисты балета были национальной гордостью нашей страны. Понятно, что родители, заботясь о будущем своего ребёнка, предпочитают выбрать более выгодную и престижную профессию для него. И как часто, опять же в практической деятельности, автор занимался с учениками, которые получили в детстве прекрасное хореографическое образование, но в силу определённых жизненных обстоятельств они не связали свою профессиональную деятельность с искусством танца, при этом продолжая заниматься танцем любительски. Вернёмся к вышеуказанным целям, которые ставят родители, отдавая ребёнка заниматься танцем, и рассмотрим их подробнее.

На первом месте, безусловно — физическое развитие ребёнка, и, как правило, девочек. Танец является наиболее гармоничным видом искусства, который позволяет развить необходимые для любого человека данные — осанку, координацию, умение ориентироваться в пространстве и т.д. С помощью регулярных занятий танцем, особенно в раннем возрасте, можно скорректировать физические недостатки: сколиоз, лордоз, плоскостопие, «завернутость» бёдер и так далее. Именно желание родителей видеть своего ребёнка стройным, подтянутым, физически выносливым и определяет их решение.

На втором месте — эстетическое развитие ребёнка. Занятия танцем позволяют развить у ребёнка эстетическое восприятие, эмоциональность, получить знания в области искусства танца, развить музыкальность.

Танец, будучи неотъемлемой частью духовной культуры, способен не только аккумулировать социально-исторический опыт, но и накапливать собственный духовный потенциал, поскольку его сущность заключается в том, что он является духовно-практическим способом освоения действительности. Исследования социологов свидетельствуют, что уровень художественных потребностей во время занятий танцем тесно связан со степенью культурного развития личности.

На третьем месте — досуговая деятельность. Родителям, в принципе, безразлично, каким видом искусства будет заниматься ребёнок в свободное время. Их задача — отвлечь ребёнка от улицы, дурных привычек, воспитать чувство коллективизма. Занятия танцем организуют и дисциплинируют детей, вносят разнообразие в их жизнь, повышают уровень культурного развития, частично компенсирует низкий уровень двигательной активности, формируют навыки организации двигательного режима, способствуют укреплению здоровья, физическому развитию, повышению работоспособности.

И наконец, родители мечтают видеть ребёнка на профессиональной сцене. Как уже указывалось выше, это наиболее редкая цель занятий танцем. Однако, исходя из вышеописанных целей, достаточно резко отличаются форма занятий, способы обучения и критерии диагностики хореографических способностей. Именно этот исходный посыл — ребёнок занимается «для себя», для здоровья, или ребёнок занимается для того, чтобы стать в будущем профессиональным исполнителем, и определяет разницу в системе обучения. Таким образом, мы можем сделать вывод, что хореографическое образование и обучение подразделяются на две категории: любительское и профессиональное.

В нашей стране длительное время функционируют четыре основные системы обучения различным видам искусств, в том чис- ле и хореографическому искусству: художественное образование, дополнительное образование, предпрофессиональное и профессиональное образование.

Эти системы, к сожалению, в настоящий момент модифицируются и разрушаются во многом благодаря коммерциализации процесса обучения, но и также из-за реформ, которые исходят из соответствующих министерств и ведомств, старающихся таким способом оптимизировать затраты на обучение. На схеме, приведённой ниже, мы можем видеть те организации, в которых дети, подростки и взрослые могут получить хореографическое обучение и профессиональное образование. Автор умышленно перечисляет только государственные структуры на уровне предпрофессионального и профессионального образования, хотя на любом из этих уровней существует конкуренция с частными школами и даже институтами.

Уровень любительского обучения :

  • 1.    Дошкольное художественное обучение — рекомендуется для осуществления на базе специализированных дошкольных учреждений с эстетическим уклоном. Его цель состоит в ранней диагностике и развитии творческих способностей ребёнка.

  • 2.    Обучение танцу в государственных общеобразовательных школах предусматривает развитие учащихся в рамках образовательной программы «Искусство», а в некоторых школах существуют хореографические классы, либо такие предметы, как «Ритмика», «Основы хореографии», введённые в расписание занятий.

  • 3.    Система дополнительного образования для детей. Внешкольные занятия в многопрофильных центрах творчества.

  • 4.    Художественные школы, которые стоят как бы на «стыке» любительского обучения и предпрофессионального образования. Часть детей, которые закончили подобные школы, в дальнейшем получают профессиональное образование.

  • 5.    Коммерческие школы.

При анализе возрастных категорий мы можем заметить, что наибольшее количество приходится на возраст от 8 до 12 лет и от 16 до 25. Это основывается на том, что, как правило, основной контингент детских любительских хореографических коллективов составляют школьники с 1 по 9 класс. Далее идёт некоторое снижение, связанное с проблемами взросления, получением аттестата, поступлением в вуз. А вот следующие 5—6 лет — снова пик активности, особенно среди девушек, для которых занятия танцами, прежде всего, способ сохранить красивую фигуру и быть привлекательными в глазах противоположенного пола.

Уровень профессионального образования :

  • 1.    Хореографические училища. Начальное профессиональное образование в сфере хореографического искусства имеет ряд особенностей. Прежде всего, это жёсткий отбор детей по критериям природной одарённости и обучение их по определённой системе. В профессиональных хореографических образовательных учреждениях существует: набор дисциплин, зафиксированных в учебном плане, чёткий график посещения занятий, группы подразделяются по возрасту, даются глубокие знания об основах танца, о танцевальной культуре и мире танца в целом.

  • 2.    Среднее образование осуществляется на основе хореографических отделений или кафедр в колледжах культуры и искусств. На данном этапе междисциплинарный характер образовательной и профессиональной подготовки должен быть направлен в сторону предоставления знаний из разных сфер профессиональной хореографической деятельности: исполнительской, преподавательской, постановочной, организационноуправленческой, научной.

  • 3.    Высшее хореографическое образование — осуществляется на кафедрах хореографии академий или университетов культуры и искусств. Данный этап предусматривает обучение бакалавров, формирование

  • 4.    Послевузовское образование осуществляется, в основном, на базе академий и университетов. Предполагает практическую и теоретическую подготовку. Практическая подготовка осуществляется на базе ассистентуры-стажировки. Теоретическая подготовка осуществляется в аспирантуре и докторантуре, где разработаны специальные модули воспитания аналитиков-исследователей.

модулей элитарной подготовки одарённой молодёжи, способной в дальнейшем освоить более сложные и напряжённые программы магистров, а далее — более продвинутый аспирантский модуль подготовки аналитиков и исследователей.

Достаточно интересными являются наблюдения автора статьи о примерном распределении приоритетов в стилях и направлениях хореографического искусства в любительском обучении и профессиональном образовании.

Основное внимание в профессиональном обучении уделяется классическому танцу, далее следует народно-сценический танец и только на третьем месте — современные направления танца. В любительском обучении, следуя требованиям моды в бытовом танце (особенно в коммерческом обучении), востребованы больше современные направления танца и в гораздо меньшей степени — народно-сценический танец и классический балет.

Все вышеизложенное приводит нас к определённым выводам, связанным непосредственно с системой профессионального обучения, особенно в сфере хореографической педагогики, поскольку существующее положение требует, на наш взгляд, некоторой корректировки целей и задач обучения на уровне учебных планов, программ и методического обеспечения.

Безусловно, большое количество образовательных учреждений различного аккредитационного уровня приводит к тому, что во многом цели и задачи обучения и образования пересекаются и дополняют друг дру- га. Это часто приводит к тому, что нарушаются междисциплинарные связи, программы обучения не выстроены с учётом требований и компетенций будущего специалиста в сфере хореографического искусства.

Уже при анализе программ обучения бакалавра возникает некое недоумение, поскольку в стандарте «Народно-художественная культура» указывается следующий профиль — «Руководитель любительского хореографического коллектива», что практически идентично специальности, которую получают в колледже — «Руководитель творческого коллектива. Педагог». Таким образом, и после 9-го класса школьники могут поступать в коллеж и учиться в течение четырёх лет, и после 11 класса школьники могут поступать в институт и опять же учится четыре года, получив степень бакалавра, но такую же специальность, как после колледжа. Безусловно, программы обучения в колледже и вузе несколько отличаются, но это отличие касается, прежде всего, общеобразовательных дисциплин и в меньшей степени — специальных, которые примерно одинаковы.

Процесс профессиональной подготовки руководителей для любительских коллективов вообще в стандартах третьего поколения изложен в очень урезанной форме. Вузы культуры и искусств, готовящие специалистов в области народно-художественной культуры (хореографии), не имеют права готовить специалистов, например, в области классического танца, этот профиль сейчас относится к направлению подготовки «Хореографическое искусство», несмотря на то, что на практике мы наблюдаем большое количество любительских коллективов классического танца. Также исключён из программ подготовки специалистов и бальный танец, который относится к спорту (хотя на практике также существует большое количество коллективов бального танца именно в детских центрах творчества и домах культуры).

Такая же странная картина наблюдается и в содержании стандарта по направлению подготовки «Хореографическое искусство», потому что среди основных задач в области методической деятельности стоят, например, следующие задачи: изучать и обобщать опыт сохранения и развития хореографической культуры, художественного творчества в России и зарубежных странах; участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства художественным творчеством; разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству коллективами художественного творчества культурными учреждениями и организациями. Эти задачи целиком и полностью соответствуют таким же задачам в стандарте НХК. В примерных образовательных программах, разработанных УМО по хореографическому искусству, предлагается профиль «эстетическая хореография», который готовит специалистов для преподавания танцевальных дисциплин детям, причём нигде не оговаривается, что эти дети занимаются танцем на любительском уровне в системе дополнительного образования в домах творчества. Таким образом, можно сделать вывод, что содержание стандартов по НХК и хореографическому искусству пересекается, и, на наш взгляд, эти специальности настолько дополняют друг друга, что разделять их нет необходимости. Не меньше удивления вызывают и ФГОС для среднего специального образования. Во-первых, в действующем стандарте наконец-то произошло разделение по видам танца и профессиональная подготовка для артистов балета, артистов ансамбля народного танца, ансамбля современного танца и бального танца — стала различна. Это положительная сторона, и она соответствует реалиям и практике нашего вида искусства. Однако, наряду с положительными моментами, существует огромное количество замечаний, особенно в программе и перечне предметов для будущих артистов современного танца. Складывается ощущение, что разработчиками данного стандарта являлись люди, совершенно не знакомые ни с направлениями современной хореографии, ни с техникой того или иного направления, ни вообще с современным танцем. В действующей редакции данный стандарт ни одно хореографическое училище или колледж не сможет реализовать в полной мере, ибо это невозможно.

Второе существенное замечание — это появление педагогических компетенций. Теперь артисты любых танцевальных направлений имеют право преподавать. Правда, сфера преподавательской деятельности существенно ограничена — только система дополнительного образования. Возникает закономерный вопрос, если могут преподавать люди, окончившие среднее специальное заведение как артист танцевального коллектива, то зачем учится в колледжах, институтах и университетах? Мало этого, все предметы, связанные с педагогической деятельностью (методика, композиция, возрастная педагогика и анатомия), изучаются только на старших курсах, причём в таком мизерном объёме, что говорить о формировании полноценных педагогических компетенций невозможно.

Автор статьи умышленно не делает никаких выводов и не даёт никаких рекомендаций. Есть констатация несуразностей, недоработок, с которыми столкнулись в учебной работе вузы и ссузы культуры и искусств. Как решать эти проблемы и кто будет их решать — не в компетенции автора статьи. Однако автор статьи имеет смелость заметить, что подобная неразбериха в специальностях, учебных планах и требованиях стандартов приведёт к снижению уровня профессиональной подготовки не только в системе высшей школы, но и на уровне среднего специального образования. И вместо подготовки высококлассных, компетентных, конкурентоспособных профессионалов, мы будем выпускать слабо подготовленных специалистов, которые не смогут конкурировать на рынке труда.

Статья научная