Иконопись как первооснова художественного образа сцены взятия Казани в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван грозный»

Автор: Катаева Ольга Борисовна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Мир художественной культуры

Статья в выпуске: 2 (23), 2012 года.

Бесплатный доступ

Уточняется ряд иконографических источников художественного образа сцены взятия Казани фильма С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный». Выявляется конкретное проявление взаимосвязи ее изобразительного решения с иконописными традициями. Данная связь обогащает кинематографическое изображение дополнительным символическим смыслом.

Икона, иконографический источник, кинокартина "иван грозный", книжная миниатюра, композиция кадра, сцена взятия казани, с.м. эйзенштейн, эпическое

Короткий адрес: https://sciup.org/14042701

IDR: 14042701

Список литературы Иконопись как первооснова художественного образа сцены взятия Казани в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван грозный»

  • Запись беседы с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым по поводу фильма «Иван Грозный» 26 февраля 1947 года//Сталин И.В. Cочинения. Т. 18. -Тверь: Союз, 2006. -С. 433-440.
  • Карпов Г.Г. Записка о приеме Сталиным иерархов Русской Православной Церкви 4 сентября 1943 года//Сталин И.В. Cочинения. Т. 18. -Тверь: Союз, 2006. -С. 621-629.
  • Квливидзе Н.В. Благословенно воинство Небесного Царя//Православная энциклопедия. Т. 5.-М., 2002. -С. 324-325.
  • Клейменова О.К. Композиционные построения изобразительного ряда в исторических фильмах С. Эйзенштейна и А. Тарковского/Автореф. дис.... канд. искусствовед. -М., 2001. -34 с.
  • Кочетков И.А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая»: («Благословенно воинство небесного царя»)//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXXVIII. -Л., 1985. -С. 185-209.
  • Мейлах М.Б. Изобразительная стилистика поздних фильмов Эйзенштейна. -Л.: Искусство, 1971. -176 с.
  • Мукаржовский Я. К вопросу об эстетике кино//Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. -М.: Искусство, 1994.
  • Пресняков А.Е. Эпоха Грозного в общем историческом освещении//Анналы. -1922, № 2. -С. 195-197.
  • Ситдиков А.Г., Хузин Ф.Ш. История Казани//Сайт Татарской электронной библиотеки. -Казань, 2006. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://kitap.net.ru/huzin4.php
  • Шкловский В.Б. Эйзенштейн. -М.: Искусство, 1976. -328 с.
  • Шлегель Х.-Й. Икона и кинообраз. Отголоски византийского понимания изображения в русском и советском кинематографе//Киноведческие записки. -2010, № 97. -С. 5-19.
  • Эйзенштейн С. М. Неравнодушная природа. Т. 2: О строении вещей. -М.: Музей кино. Эйзенштейн-центр, 2006. -348 c.
  • Юренев Р. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Ч 2. 1930-1948. -М.: Искусство, 1988. -319 с.
  • Шлегель Х.-Й. Икона и кинообраз. Отголоски византийского понимания изображения в русском и советском кинематографе//Киноведческие записки. -2010, № 97. -С. 5-19.
  • Эйзенштейн С. М. Неравнодушная природа. Т. 2: О строении вещей. -М.: Музей кино. Эйзенштейн-центр, 2006. -348 c.
  • Юренев Р. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Ч 2. 1930-1948. -М.: Искусство, 1988. -319 с.
Еще
Статья научная