Иллюстрация 360° в современной визуальной культуре

Бесплатный доступ

Объект статьи: произведения современных художников, работающих с форматом 360° и создающих т.н. «сферические иллюстрации» или иллюстрации 360°, управляемые панорамные изображения. В качестве материала отобраны произведения, отражающие типы стратегий работы художников с данным медиумом, демонстрирующие связь между замыслом художника и формальным, структурным решением произведения. Предмет статьи: специфика иллюстрации 360°, ее выразительные возможности, а также стратегии художников, которые обращаются к этому формату как инструменту эстетического воздействия на зрителя в контексте современного коммуникационного общества. Исследование посвящено активно развивающемуся феномену иллюстрации 360°, который в настоящее время пользуется всё б о льшей популярностью среди художников и очерчивает новые эстетические горизонты для иллюстрации как вида искусства. Основная цель исследования -, выявление специфики феномена сферической иллюстрации в современной визуальной культуре, контекстуализация иллюстрации 360° в поле современной визуальной культуры. Автором были сделаны следующие выводы: иллюстрация 360° является предельной версией структуры классического живописного изображения с прямой перспективой, которая в то же время осуществляет «коперниканский переворот» в плане отношения зрителя к художественному образу (из пассивного реципиента он превращается в активного интерпретатора и соавтора художника), таким образом, с одной стороны, иллюстраторы получают расширяют репертуар собственных выразительных средств (отчасти заимствуя приемы экранных искусств), и, с другой стороны, зритель получает возможность оказаться «внутри» изображения и пережить это как субъективный эстетический опыт.

Еще

Иллюстрация 360°, сферическая иллюстрация, панорамная иллюстрация, цифровая иллюстрация, современная иллюстрация, медиаискусство

Короткий адрес: https://sciup.org/148325881

IDR: 148325881   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-89-92-99

Список литературы Иллюстрация 360° в современной визуальной культуре

  • Багдасарян, О. Ю. Вербальный и визуальный компоненты в современных книгах для детей // Филологический класс. - 2017. - №4 (50). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnyy-i-vizualnyy-komponenty-v-sovremennyh-knigah-dlya-detey.
  • Бергер, Д. Изображение, видение, восприятие // Бергер Д. Искусство видеть // Theory&, Practice. - 2013. - 03.12. [Электронный ресурс]. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8099-art-of-seeing.
  • Духан, И. Н., Старусева-Першеева, А. Д. Оптические стратегии новых медиа: от перспективизма к дрейфующему взгляду // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). - 2022. - Вып. 3 (33). - С. 9-38. -.
  • Копалова, К. Другая сторона коммерческой иллюстрации // Слон в боа [Электронный ресурс]. - URL: http://slonvboa.ru/darkside.
  • Манович, Л. Язык новых медиа. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. - 400 с.
  • Нечаева, Е. А. Метамодернизм как дискурс нового антропологического мифа // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2021. - №1. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metamodernizm-kak-diskurs-novogo-antropologicheskogo-mifa.
  • Раш, М. Новые медиа в искусстве. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. - 256 с.
  • Устюгова, В. В. Кинематограф аттракционов" и его распространение в русской провинции на рубеже XIX-XX веков // Вестник ННГУ. - 2016. - №4. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinematograf-attraktsionov-i-ego-rasprostranenie-v-russkoy-provintsii-na-rubezhe-hih-hh-vekov.
  • My Trip to the DMZ: A 360-Degree Sketchbook // The New York Times Magazine [Electronic resource]. - URL: https://www.nytimes.com/interactive/2017/02/17/magazine/christoph-niemann-north-korea-dmz.html.
Еще
Статья научная