Исследование кибербуллинга в студенческой среде
Автор: Телышева В.А., Гордеева Е.Н.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Образование
Статья в выпуске: 2 т.16, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется проблема кибербуллинга в студенческой среде, а также приводятся результаты опроса, проведенного в форме анкетирования, о состоянии кибербуллинга среди 125 студентов из 4 российских вузов, целью которого являлось установление причин, форм и последствий кибербуллинга. Анализ полученных результатов исследования позволил выявить достаточно широкую распространенность кибербуллинга в студенческой среде, 90,4 % как минимум один раз сталкивались с проявлением интернет-травли, 34,4 % подвергались кибербуллингу, 3,2 % подвергаются кибертравле постоянно, 10,4 % сами были кибербуллерами. Самым действенным из методов профилактики кибербуллинга студенты считают назначение наказания в виде определенной ответственности, закрепленной на законодательном уровне, а также педагогическую профилактику в виде бесед, мероприятий с демонстрацией негативных последствий, наступивших в результате кибербуллинга, с целью предупреждения этого негативного явления в студенческой среде.
Кибербуллинг, интернет-травля, студенты, студенческая среда, педагогическая профилактика
Короткий адрес: https://sciup.org/142237572
IDR: 142237572
Текст научной статьи Исследование кибербуллинга в студенческой среде
Современный мир невозможно представить без информационных технологий. Использование Интернета, средств связи и электронных устройств стали неотъемлемой частью нашей жизни, в которой мы работаем, отдыхаем и обучаемся с их помощью [1]. Согласно проведенному опросу ВЦИОМ, в 2021 году только 16% россиян не пользовались Интернетом, 72% пользовались им ежедневно, а более трети проводили в Сети более четырех часов в день [2].
По данным научных исследований в области психологии и педагогики, дети начинают пользоваться гаджетами еще до того момента, как начинают говорить [3], со школьной скамьи дети обучаются, просматривая учебные фильмы и ролики, студенты решают тесты и выполняют различные задания в электронной образовательной среде, а взрослые используют различные про- граммы, чтобы сократить объем времени, который занимает та или иная профессиональная задача.
Однако, как показывает ретроспективный анализ развития различных информационных технологий, при их реализации остается ряд нерешенных вопросов. Ученые в криминологических исследованиях отмечают увеличение фактов незаконного распространения личной информации, хищений денежных средств с электронных счетов граждан, распространение порнографии и наркотиков через Интернет, а также возникновение и стремительное распространение такого негативного социального явления, как кибербуллинг [4]. Электронная среда одновременно с удобством и комфортом вносит в нашу жизнь новые угрозы. Так, в ходе проведенного ВЦИОМ опроса в 2021 году почти половина опрошенных отметили за последние 5 лет увеличение в российском сегменте Интернета оскорбительных постов, унижающих комментариев, адресованных пользователями друг другу. Опрошенные лично сталкивались с такими проявлениями кибербуллинга, как грубые комментарии (10%), злые насмешки (7%), оскорбления (6%), распространение о них ложных сведений (5%), угрозы в их адрес (3%), распространение в Интернете приватной информации (интимные фото и видео) (2%) [2].
Описание исследования
В настоящее время понятие «кибербуллинг» не нашло отражения в законодательстве [5], поэтому с целью уточнения определения дефиниции нами проанализированы понятия, данные в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей - педагогов и психологов. В своих научных работах феномен кибербуллинга исследовали зарубежные исследователи (Smith P.K., Beckman L., Hagquist C., Hellstrцm, Schneider S.K., O’Donnell L., Stueve A., Coulter R.W.), а также такие отечественные ученые, как Н.С. Бобровникова, Д.А. Божедаров, А.А. Бочавер, А.В. Каплун, О.В. Соболевская, К.Д. Хломо-ви другие.
P.K. Smith в своей работе «Cyberbullying: Its nature and impactin second aryschool pupils» определяет кибербуллинг как отдельное направление травли, выражающееся в преднамеренных агрессивных действиях, на протяжении определенного времени осуществляемое группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия, направленных против жертвы, которая не может себя легко защитить [6]. В работе «Психология и психотерапия насилия» Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под кибербуллингом понимают издевательства или домогательства с применением любого электронного средства, которое использует электронную почту, обмен сообщениями, блоги, онлайн-игры и веб-сайты [7]. Д.М. Шакирова в работе «Кибербуллинг в школьной среде» [8] разделяет кибербуллинг на два вида, а именно на прямой и косвенный. Так, по ее мнению, прямой кибербул- линг характеризуется непосредственными атаками на жертву путем направления ей личных сообщений негативного содержания, а косвенный кибербуллинг предполагает участие в данном процессе не только жертвы и агрессора, но и посторонних людей посредством направления оскорбительных сообщений в общие группы и чаты, а также комментированием любых постов жертвы в дурном свете.
Таким образом, анализ указанных определений позволяет нам уточнить дефиницию кибербуллинга как определенный вид травли, осуществляемый индивидом или группой лиц, заключающийся в преднамеренной агрессии, систематически проявляющейся прямо или косвенно в отношении жертвы с использованием электронных форм взаимодействия.
В работе А.А. Баранова и С.В. Рожиной «Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга» [9] выделяется ряд причин, которые способствуют кибербуллингу: стремление к превосходству; субъективное чувство неполноценности; зависть; месть; развлечение; конформизм; проблемы в семейных взаимоотношениях; низкий уровень развития эмпатии; отсутствие умения решать конфликты; отрицательные индивидуально-личностные характеристики человека.
Для изучения современного состояния кибербуллинга и его причин существования в студенческой среде мы провели собственное исследование с использованием авторской анкеты [10], размещенной на платформе Google Формы. В исследовании принимали участие 125 студентов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям (журналистика, управление персоналом, менеджмент, социология, юриспруденция) в высших образовательных организациях г. Вологды, г. Твери, г. Тулы и г. Пскова в возрасте от 17 до 24 лет, из которых 40 юноши и 85 девушки. Студентам, указавшим свой возраст и пол, далее предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты, включающей 6 вопро- сов закрытого типа (№1, 2, 3, 5, 6, 9) и 4 открытого типа (№ 4, 7, 8, 10):
-
1. Пользуетесь ли Вы социальными сетями?
-
2. Приходилось ли Вам сталкиваться с таким понятием, как «кибербуллинг»?
-
3. Как часто Вы наблюдаете проявления кибербуллинга по отношению к какому-либо человеку в социальных сетях?
-
4. Как Вы думаете, какие негативные последствия влечет кибербуллинг?
-
5. По Вашему мнению, какие методы борьбы и профилактики кибербуллинга являются более эффективными?
-
6. Подвергались ли Вы агрессии, издевательствам или преследованию в Интернете, социальных сетях или через SMS/ MMS-сообщения? Если да, то как часто?
-
7. Почему, на Ваш взгляд, Вы подверглись агрессии в Интернете?
-
8. Какими способами Вы стараетесь оградить себя от интернет-травли и кибербуллинга?
-
9. Принимали ли Вы участие в издевательствах или притеснении других людей посредством Интернета или текстовых SMS/MMS-сообщений?
-
10. Почему Вы стали проявлять агрессию в Интернете по отношению к каким-либо людям?
На вопрос № 1, а именно: «Пользуетесь ли Вы социальными сетями?» - все без исключения респонденты ответили положительно.
На вопрос № 2 о том, сталкивались ли студенты с явлением кибербуллинга, 77 человек ответили положительно и 48 опрошенных ответили отрицательно. Таким образом, больше половины опрошенных студентов имеют представление о кибербуллинге и так или иначе сталкивались с ним.
На вопрос № 3 о субъективных наблюдениях студентов кибербуллинга в социальных сетях по отношению к различным участникам были получены следующие ответы: 51 человек ответил, что постоянно сталкиваются с этим; 54 студента ответи- ли, что сталкивались несколько раз; 8 опрошенных сталкивались с этим один раз; и лишь 12 человек ответили, что никогда с таким явлением не сталкивались. Очевидно, что подавляющее большинство студентов (90,4 % от числа всех опрошенных) хотя бы раз сталкивались с проявлением кибербуллинга в сети.
Ответы на вопрос № 4 о негативных последствиях кибербуллинга предлагалось опрашиваемым сформулировать самостоятельно в свободной форме. Полученные ответы позволили нам объединить их в смысловые категории и расположить по частоте упоминания. Далее ответы нами были проранжированы по степени упоминания от наиболее популярного:
-
1) низкая самооценка;
-
2) замкнутость в себе;
-
3) психологические травмы, депрессия;
-
4) ответная агрессия;
-
5) суицид.
Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод, что студенты анализируют серьезные проблемы негативных последствий кибербулинга, влияющих на состояние личности-жертвы и предполагают негативные сценарии развития как результат кибербуллинга.
На следующий вопрос-просьбу предложить студентам наиболее эффективные методы профилактики и борьбы с кибербуллингом респонденты дали следующие ответы:
-
- ответственность, законодательно закрепленная за интернет-травлю (67 человек);
-
- мероприятия в образовательных организациях с демонстрацией негативных последствий кибербуллинга (34 человека);
-
- профилактические беседы со стороны родителей (12 человек);
- профилактические беседы с подростками (11 человек).
Таким образом, самым действенным из методов профилакти кикибербуллинга студенты предлагают наказание в виде определенной ответственности, закрепленной на законодательном уровне, а также профи- лактические мероприятия педагогической направленности с демонстрацией негативных результатов, наступивших в результате кибербуллинга.
На вопрос № 6 студентам предлагалось ответить, были ли они сами жертвами агрессии, издевательств или преследований в Интернете, социальных сетях или через SMS/MMS-сообщения, и при положительном ответе указать частоту кибертравли, которой они подвергались. Никогда не подвергался кибербуллингу 81 человек. 21 человек однократно столкнулся с кибербуллингом; 18 студентов подвергались кибербуллингу два и более раз; 4 человека и в настоящее время постоянно подвергаются кибербуллингу. Таким образом, больше трети (34,4%) респондентов хотя бы один раз сталкивались с проявлением кибербуллинга в отношении них самих, что свидетельствует о наличии кибербуллинга как существующей проблемы и подтверждает результаты исследования, проведенные ВЦИОМ.
На вопрос-предложение указать причину, по которой студенты подвергались агрессии в Интернете, нами были получены следующие ответы: отличное от большинства мнение; личные конфликты; невоспитанность и некультурность; национальность; социальное положение. Таким образом, причины кибербуллинга совпадают с причинами травли, которой подвергаются студенты и школьники в реальной жизни, и подтверждают результаты наших исследований [11].
На вопрос № 8 о способах, при помощи которых студенты стараются оградить себя от кибертравли, ответы были представлены в открытой форме, получены следующие варианты:
-
1) игнорирование травли, блокировка записи агрессора;
-
2) умение вовремя закрыть конфликт с положительным исходом;
-
3) ограничение круга общения в интернете;
-
4) ограничение доступа к личной информации;
-
5) ответная агрессия в виде кибербуллинга.
Таким образом, большинство студентов указали в качестве действенного метода блокировку учетной записи кибербуллера, ограничение круга общения в Интернете, игнорирование травли. Часть из них пытается урегулировать конфликт при помощи установления эффективной коммуникации. К сожалению, приходится констатировать, что травля порождает ответную агрессию, которую студенты проявляют в ответ.
На вопрос № 9 принимали ли студенты участие в издевательствах или притеснении других людей посредством Интернета или текстовых SMS/MMS-сообщений, 112 чело-векответили отрицательно, однако 13 человек ответили, что принимали участие в кибербуллинге.
На последний вопрос нашей анкеты с просьбой указать причины проявления агрессии в Интернете студенты дали следующие ответы: самоутверждение и повышение собственной самооценки; ответная реакция на агрессию; ненависть; зависть; удовлетворение своих негативных потребностей. В данном случае большинство респондентов отвечали, что становятся агрессорами только лишь в ответ на агрессию в их сторону, что согласуется с результатами исследования А.А. Баранова и С.В. Рожиной [9].
Заключение
Таким образом, итоги проведенного нами исследования демонстрируют активность студентов в пользовании социальными сетями и достаточно широкую распространенность такого явления, как кибербуллинг, более половины из них имеют представление о таком понятии, подавляющее большинство (90,4%) минимум один раз сталкивались с проявлением интернет-травли, 34,4% подвергались кибербуллингу, 3,2% подвергаются кибертравле постоянно, 10,4% сами были кибербуллерами. Студенты анализируют серьезные проблемы негативных последствий кибербулинга, влияющих на состояние личности-жертвы, предполагают негативные сценарии развития как результат кибербуллинга от понижения самооценки, депрессии до суицида. Причины проявления буллинга в Интернете студенты видят в самоутверждении и повышении собственной самооценки, удовлетворении негативных потребностей, ненависти к другим, зависти, а также в ответной агрессии на травлю. Из действенных методов противодействия кибербуллингу большинство из них использует блокировку учетной записи кибербуллера, ограничение круга общения в Интернете, игнорирование травли. Часть из них пытается урегулировать конфликт при помощи установления эффективной коммуникации. Нередки случаи, когда травля порождает ответную агрессию. Самым действенным из методов профилактики кибербуллинга студенты считают назначение наказания в виде определенной ответственности, закрепленной на законодательном уровне, а также педагогическую профилактику в виде бесед, мероприятий с демонстрацией негативных последствий, наступивших в результате кибербуллинга, с целью предупреждения этого негативного явления в студенческой среде. Все это подтверждает необходимость разработки и принятия целого комплекса превентивных психолого-педагогических мер.
Список литературы Исследование кибербуллинга в студенческой среде
- Богуславский, М.В. Развитие цифровых образовательных технологий в конце ХХ - начале XXI вв. // Педагогика. 2023.№ 3. С. 16-27.
- Кибербуллинг: масштаб проблемы в России // [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii (дата обращения: 27.04.2023).
- Лукьянец, Г.Н. Влияние гаджетов на развитие детей // Новые исследования. 2019. № 1(57). С. 25-35.
- Путинцева, А.В. Криминологическая характеристика личности кибербуллера // Научные исследования. 2020. № 2(33). С. 42-44.
- Раненкова, Е.А. Проблемы борьбы с буллингом и скулшутингом: совершенствование уголовного законодательства // Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Волгоград, 15 мая 2020 года. Волгоград: ИП Черняева Ю.И., 2020. С. 151- 156.
- Smith, P.K. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils / P.K. Smith // Journal of Child and Psychiatry. 2008. №49. P. 376-385.
- Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия: ребенок в кризис. ситуации: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2005. 247 с.
- Шакирова, Д.М. Кибербуллинг в школьной среде // Социология и право. 2018. № 4(42). С. 81-86.
- Баранов, А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. Серия “Философия. Психология. Педагогика”. 2015. Т. 25. № 1. С. 37-41.
- Гордеева, Е.Н. Использование эмпирических методов в педагогическом исследовании на примере анкетирования и метода фокус-групп в оценке развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел // Полицейская деятельность. 2019. № 4. С. 26-34. DOI 10.7256/2454-0692.2019.4.30543.
- Телышева, В.А. Буллинг в современной школьной среде: проблемы и пути решения // Законность и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы: материалы VII Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции, г. Москва, МПГУ, 3 декабря 2022 г. / Под общ.ред. С. В. Ширяевой. М.: МПГУ, 2023. С. 777-782.