Исследовательские подходы изучения опер и балетов отечественных композиторов ХХ века
Бесплатный доступ
Статья освещает исследование музыкознанием проблематики современных отечественных опер и балетов. Автором осуществлена систематизация исследовательских подходов в изучении данного вопроса и приведены примеры наиболее известных трудов по избранной теме.
Музыкальный театр, современная отечественная опера, современный отечественный балет, отечественные композиторы хх века, исследовательский подход, куйбышевский / самарский театр оперы и балета, либреттология, музыкальная драматургия, сценическое решение спектакля
Короткий адрес: https://sciup.org/148100366
IDR: 148100366
Список литературы Исследовательские подходы изучения опер и балетов отечественных композиторов ХХ века
- Данько Л. Заметки о поэтике оперы//Стилевые тенденции в советской музыке 1960 -1970-х годов: Сб. науч. тр. -Л.: 1979 -С. 4.
- Катонова С. Музыка, рожденная революцией. -Л.: 1968
- Маталаева Т. Тема революции в творчестве советский композиторов. -М.: 1974
- Попов Ин. Великая отечественная война в советской музыке. -М.: 1970
- Третьякова Л. Героика в русской и советской музыке. -М.: 1985.
- Демченко А. Русские советские оперы на революционную тему (60 -70-е годы)//Музыкальный современник: сб. ст. -Вып. 4. -М.: 1983. -С. 71 -84
- Полякова Л. Оперы о Великой отечественной войне//Музыка в борьбе с фашизмом: сб.ст. -М.: 1985. -С. 30 -45
- Сохор А. Воплощая Ленинскую тему//Октябрь и музыка: Сб. ст. -М.: 1977. -С. 203 -234.
- Ванслов В. Новые черты музыки и хореографии в балете о современности//Музыка и хореография современного балета: Сб.ст. -Вып. 3. -Л.: 1979. -С. 5-36
- Гозенпуд А. О современности в опере//Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. -Вып. 1. -Л.: 1962. -С. 219 -237
- Касаткина Г. Современная тема в оперном творчестве Н.Жиганова//Музыка и современность: Сб. ст. -Вып. 9. -М.: 1975. -С. 95 -130
- Попов Ин. Опера и современный герой//Музыкальная жизнь. -1983 -№ 18. -С.2 -3.
- Черкашина М. Советская опера вчера и сегодня: проблемы интерпретации современной темы//Музыкальное искусство и формирование нового человека: Сб. ст. -Киев: 1982. -С. 63 -77.
- Грошева Е. Образ народа в советской опере//Советская опера: Сб. крит. ст. -М.: 1953. -С.234 -249
- Цукер А. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского//Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. -Вып. 10. -Л.: 1971. -С. 32 -59.
- Данько Л. Комическая опера в ХХ веке. -Л.: 1986
- Куриленко Е. И юмор, и ирония, и сатира (комедийный сюжет в современном советском балетном театре)//Музыкальный современник: Сб. ст. -Вып. 6. -М.: 1987. -С. 147 -168.
- Кириллина Л. «Огненный ангел»: Роман Брюсова и опера Прокофьева//Московский музыковед: Сб.ст. -Вып. 2. -М.: 1991. -С. 136 -156
- Комарницкая О. А.Н. Холминов и его опера «Братья Карамазовы»//Искусство и образование. -2008. -№ 5. -С. 21 -30
- Мнацаканова Е. Прокофьев и Толстой. Народная идея оперы «Война и мир»//Музыка и современность: Сб. ст. -Вып. 4. -С. 162 -186
- Шавердян А. Опера и ее литературный первоисточник//Советская опера: Сб. крит. ст. -М.: 1953. -С. 132 -144.
- Михайлова Е. Балеты Р.К.Щедрина в образовательном дискурсе//Искусство и образование. -2008. -№ 5. -С. 103 -113
- Эльяш Н. Пушкин и балетный театр. -М.: 1970.
- Луначарский А. Статьи и речи. -М.: 1971.
- Хренников Т. О состоянии и задачах советского оперного творчества//Советская опера: Сб. крит. ст. -М.: 1953. -С. 68 -93.
- Кремлев Ю. Эстетические проблемы советской музыки. -Л.: 1959
- Попов Ин. Некоторые черты социалистического реализма в советской музыке. -М.: 1971
- Хубов Г. «В бурю»//Советская опера: Сб. крит. ст. -М.: 1953. -С. 444 -45
- Ярустовский Б. Образ положительного героя в советской опере//Там же -С. 117 -131.
- Игдалова Г. Советская героико-патриотическая опера в аспекте социалистического мифосознания//Русская культура и мир: Тез. док. уч. межд. науч. конф. Нижегород.пед. ин-т ин. яз. -Н. Новгород: 1993. -С. 286 -288.
- Бонч-Осмоловская Е. Опера В.Шебалина «Укрощение строптивой». -М.: 1962
- Бретаницкая А. «Нос» Д.Д.Шостаковича. -М.: 1983
- Полякова Л. «Семья Тараса» Д.Кабалевского. -М.: 1953
- Фридлянд Ю. Опера «Игрок» С.Прокофьева. -М.: 1979.
- Карп П., Левин С. «Каменный цветок» С.С.Прокофьева -Л.: 1963
- Орджоникидзе, Г. «Отелло» А.Мачавариани. -М.: 1958
- Семеновская Н. Балет С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке». -М.: 1961
- Фархадова Р. Балет «Семь красавиц» Кара Караева. -Баку: 1957.
- Грошева Е. Большой театр Союза ССР. Обзор творческой деятельности 1917 -1975 гг. -М.: 1978
- Буданова Т. Государственный академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова. -Л.: 1966.
- Беляков Б. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде -городе Горьком (1778 -1980). -Горький: 1980
- Дмитрин Г., Антонова К. Челябинский оперный (1956 -1966). -Челябинск: 1967
- Келлер И. Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный академический театр оперы и балета имени П.И.Чайковского. -Пермь: 1971
- Паламарчук О., Пилипюк В. Львовский государственный академический театр оперы и балета им. Ивана Франко -Киев: 1988
- Розен Л., Шумакова Л. Одесский театр оперы и балета. -Одесса: 1964
- Смольский Б. Белорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балета. -Минск: 1963.
- Язовицкая Э. Репертуар советского оперного театра за 1951/52 -1961/1962//Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. -Вып.3. -М.;Л.: 1964. -С. 143 -174.
- Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы на материале классического наследия. -Л.: 1952.
- Фрид Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусорского. -Л.: 1974.
- Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы ХХ века. -М.: 1978.
- Александровский Л. Музыкальная драматургия оперы С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»//Из истории русской и советской музыки. -М: 1971. -С. 189 -206
- Баева А. Принципы моделирования жанра и музыкальная драматургия в опере Стравинского «Похождения повесы»//Музыкальный современник: Сб.ст. -Вып. 6. -М.: 1987. -С. 127 -147
- Тараканов М. Музыкальная концепция балета Р.Щедрина «Анна Каренина»//Музыкальный современник: Сб.ст. -Вып. 2. -М.: 1977. -С. 124 -153.
- Гаврилова Л. Некоторые черты композиционной драматургии советской оперы 70-х годов (на примере «Марии Стюарт»)//Выразительные средства музыки: Межвуз. сб. ст. -Красноярск: 1988
- Косачева Р. О роли песенного начала в драматургии современной советской оперы//Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. -М.: 1982. -С. 96 -132
- Линденберга В. В поисках современности (оперное творчество композиторов Советской Прибалтики и новые черты музыкальной драматургии). Исследование. -Л.: 1988
- Полякова Л. Некоторые вопросы драматургии советской оперы//Вопросы музыкознания: Сб.ст. -Т. 3. -М.: 1960. -С. 86 -123.
- Богданова А. О балете А.Эшпая «Ангара»//Музыка и хореография современного балета: Сб. ст. -Вып. 4. -М.: 1982. -С.154 -160
- Катонова С. Музыка советского балета. -Л.: 1980; Советский балетный театр 1917 -1967. -М.: 1976
- Тараканов М. Музыкальная драматургия в советском балете//Советский музыкальный театр. Проблемы жанров: Сб. ст. -М.: 1982. -С. 133 -183
- Чернова Н. О балетах больших и малых (к вопросу о драматургических принципах балетного спектакля)//Там же -С. 184 -230.
- Давлекамова С. «Золотой век» Д.Шостаковича -Ю.Григоровича//Музыка и хореография современного балета: Сб.ст. -Вып. 5. -С. 146 -166
- Саква К. Единство замысла и воплощения//Музыка России. -Вып. 2. -М.: 1978. -С. 213 -232
- Слонимский Ю. Поговорим о «Каменном цветке»//В честь танца. -М.: 1968. -С. 290 -298
- Кашкай Х. Взаимодействие музыкальной и хореографической драматургии в азербайджанском балете. -М.: 1987.
- Басюк М. Камерная опера как жанровая разновидность оперы ХХ века//Проблемы музыкальных жанров: Сб. трудов. -Вып. 54. -М.: 1981. -С. 72 -88
- Галушко М. Новая жизнь песенной оперы//Стилевые тенденции в советской музыке 1960 -1970-х годов: Сб. науч. тр. -Л.: 1979. -С. 18 -33
- Куриленко Е. Понятие жанра современного балета//Музыка и хореография современного балета: Сб. ст. -Вып. 4. -М.: 1982. -С. 87 -104
- Москович Е. Рок-опера. К проблеме жанра (на примере рок-оперы «Тиль Уленшпигель» Р.Гринблата и «Юнона и Авось» А.Рыбникова)//Музыкальные жанры: История и современность: тезисы докладов. -Горький: 1989. -С. 115 -118
- Сабинина М. Опера-оратория и моноопера//Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. -М.: 1982. -С. 19 -63
- Ткаченко В. Новая разновидность оперного жанра (к проблеме освоения рок-оперы на советской сцене)//Теоретические проблемы советской музыки: Сб. науч. тр. -М.: 1988. -С. 126 -138
- Шапилов В. Жанровые принципы камерной лирико-психологической оперы в русской и советской музыке//Теоретические проблемы советской музыки: Сб. науч. тр. -М.: 1988. -С. 75 -90.
- Данько Л. Комическая опера в ХХ веке. -Л.: 1986.
- Хархута И. К вопросу тональности в опере Д.Шостаковича «Нос»//Проблемы музыкальной науки: Сб.ст. -Вып. 7. -М.: 1989. -С. 158 -174.
- Асланьян М. Некоторые наблюдения над вокальным стилем оперы С.Прокофьева «Игрок»//Проблемы музыкальной науки: Сб.ст. -Вып. 7. -М.: 1989. -С. 142 -157
- Девятова О. Опера «Мария Стюарт» С.Слонимского: Об интонационной природе вокального мелоса -Свердловск: 1989.
- Волховская Е. «Мария Стюарт» в системе гармонического мышления С.Слонимского//Советская музыка 70 -80-х годов. Эстетика. Теория. Практика: Сб. науч. тр. -Л.: 1989. -С. 125 -141.
- Благодатов Г. Применение оркестра в советской опере//Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. -Вып. 3. -Л.: 1964. -С. 100 -114
- Рубцова В. Заметки об оркестре в операх С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Дуэнья» и Д.Шостаковича «Нос»//Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. -Вып. 15. -Л.: 1977. -С. 120 -138.
- Швидко Н. «Маддалена» Прокофьева и проблема становления его раннего оперного стиля: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. -М.: 1988.
- Белова Е. Три версии одного балета (о балете Р.Щедрина «Конек-Горбунок» на сценах Воронежского, Одесского и Ленинградского имени С.М.Кирова театров оперы и балета)//Советская музыка. -1984. -№ 7. -С. 68 -70
- Карагичева Л. Театр Кара Караева и его судьба//Советский балет. -1988. -№ 5. -С. 30 -32
- Чернова Н. Путь «Спартака»//Музыкальный современник: Сб. ст. -Вып. 2. -М.: 1977. -С. 103 -123
- Шехонина И. Второе рождение спектакля-ветерана//Музыкальная жизнь. -1981. -№ 11. -С. 4 -5.
- Иняхин А. Такие разные оперы//Театр. -1994. -№ 3. -С. 43 -48
- Ладыгин Л. Музыкальное содержание балета «Ромео и Джульетта» и варианты его хореографического воплощения (опыт музыкально-хореографического анализа)//Московский музыковед. -Вып. 2. -М.: 1991. -С. 117 -135
- Черномурова И., Чистякова М. Двухголосная инвенция на тему Прокофьева («Маддалена» в Минске и Самаре)//Музыкальная академия. -1992. -№ 2. -С. 111 -115.
- Гамалей Ю. Ваш вариант лучше//Советский балет. -1991. -№ 4. -С. 29 -30
- Покровский Б. Размышления об опере. -М.: 1979.
- Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. -М.: 1978
- Покровский Б. Сотворение оперного спектакля: 60 коротких бесед об искусстве оперы. -М.: 1985
- Савинов Н. Мир оперного спектакля: заметки режиссера. -М.: 1981
- Ротбаум Л. Опера и ее сценическое воплощение. Записки режиссера. -М.: 1980.
- Бялик М. Вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели//Музыкальная академия. -1999. -№ 4. -С. 9 -14
- Девятова О. Русская мистерия о царе-ироде//Музыкальная академия. -1999. -№ 3. -С. 47 -53.
- Данько Л. Там же. -С. 4 -17
- Ханнанова Е. Поэтика оперы А.Шнитке «Джезуальдо»: Лабиринты смыслов//Музыковедение. -2008. -№ 7. -С. 42 -49
- Яськевич И. Постмодернистские тенденции в современной отечественной опере//Музыкальная академия. -2007. -№ 3. -С. 50 -60.
- Нестьева М. Целостность спектакля -где она?//Музыкальная академия. -2007. -№1. -С. 126 -136.
- Васильев В. Опера: слушать или смотреть?//Музыкальная академия. -2006. -№ 1. -С. 104 -109
- Эпическая опера -как ее ставить?//Музыкальная академия. -1996. -№ 1. -С 114 -150.
- Друскин М. Опера Пащенко «Помпадуры»//История и современность: сб.ст. -Л.: 1960. -С. 261 -267;
- Друскин М. Опера Д.Кабалевского «Кола Брюньон»//Там же. -С. 237 -247
- Медриш И. «Музыкальные ключи» оперы «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича//Музыка и время. -2007. -№ 8. -С. 24 -27.
- Богданова А. О некоторых особенностях стиля оперы Д.Д.Шостаковича «Игроки»//Музыкальный современник: сб.ст. -Вып. 5. -М.: 1986. -С.75 -89.
- Кашкай Х. Взаимодействие музыкальной и хореографической драматургии в балете А.Меликова «Легенда о любви»//Музыка и хореография современного балета. -М.: 1982. -С. 161 -183
- Милка А. Яркая партитура, интересное воплощение. Новая опера Слонимского «Мария Стюарт»//Советская музыка. -1982. -№ 2. -С. 26 -31
- Рубцова В. Опера рождена для сцены//Музыка России. -Вып. 2. -М.: 1978. -С. 145 -172.
- Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. -Изд. 2-е, доп. -М.: 1971
- Гаврилова Л.В. Музыкально-драматическая поэтика Сергея Слонимского (парадигмы метатекста): Автореф. дис. … докт. искусствовед. -СПб.: 2001
- Степанова О. Театр масок в опере С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». -М.: 1972
- Тараканов М. Ранние оперы Прокофьева. -Магнитогорск: 1996.
Статья научная