Изобразительные и иероглифические тексты в додинастическом и раннединастическом Египте
Автор: Шеркова Т.А.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 5 т.10, 2024 года.
Бесплатный доступ
Иероглифическое письмо возникло в Египте в прото/раннединастический период становления раннего государства монархического типа и, наряду с монументальной архитектурой, является симптомом радикальных изменений в политической, экономической и идеологической сферах жизни общества. В контексте семиотики культура как знаковая система рассматривает все ее содержимое как тесты, хранящие и передающие из поколения в поколение знания. В пространстве глубинной психологии совокупность текстов раскрывает уровень коллективного сознания носителей культуры как коллективного интеллекта и памяти. Письменность в Египте возникла как инструментарий верховной власти, отражая ее природу, функции и социальный статус в контексте мифологических представлений и ритуальной практики. Самыми ранними источниками иероглифического письма, произошедшего от изображений, были царские годовые таблички, посвященные деяниям царей. В качестве летописей они отразились на Палермском камне и ассоциированных с ним фрагментами. Однако летописание неотторжимо от культовой практики и религиозно-мифологических представлений о первопредках и богах, стоящих у основания древнеегипетской культуры.
Царь, культ предков, мифы, ритуалы, текст, изображение, иероглифическое письмо, годовые таблички, знаки, символы, коммуникация, коллективная память, мифологическое сознание
Короткий адрес: https://sciup.org/14130476
IDR: 14130476 | DOI: 10.33619/2414-2948/102/95
Список литературы Изобразительные и иероглифические тексты в додинастическом и раннединастическом Египте
- Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2004.
- Барт Р. Нулевая степень письма. М., 2008.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
- Юнг К. Г. Психологические типы. Минск, 2003.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
- Hendrickx S., Darnell J. C., Gatto M. C. The earliest representations of royal power in Egypt: the rock drawings of Nag el-Hamdulab (Aswan) // Antiquity. 2012. V. 86. №334. P. 1068-1083. https://doi.org/10.1017/S0003598X00048250
- Vanhulle D. Boat symbolism in predynastic and early dynastic egypt: an ethnoarchaeological approach // Journal of ancient Egyptian interconnections. 2018. V. 17.
- Quibell J. E., Green F. W. Hierakonpolis, II (London, 1902), Pl //LXVIII, rooms. P. 2-5..
- Шеркова Т. А. Хаос и космос // Египет и сопредельные страны. 2019. С. 82-105.
- Bestock L. The early dynastic funerary enclosures of Abydos // Archéo-Nil. 2008. V. 18. №1. P. 42-59.
- Emery W. B. Archaic Egypt. Penguin, 1972.
- Lichtheim M. (ed.). Ancient Egyptian Literature. Univ of California Press, 2019.
- Савельева Т. Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства. М., 1992.
- Baines J. Visual and written culture in ancient Egypt. Oxford University Press, USA, 2007.
- Wengrow D. The invention of writing in Egypt. Oriental Institute, University of Chicago, 2011.
- Teeter E. (ed.). Before the pyramids: The origins of Egyptian civilization. Chicago, IL: Oriental Institute of the University of Chicago, 2011. P. 8.
- Friedman R. The Masks of Hierakonpolis Cemetery HK6 // MA Juchaj. debowskaludwin-p. kolodziejczyk (eds.), Aegyptus Est Imago Caeli: Studies Presented to Krzysztof M. Ciałowicz on His 60th Birthday, Krakow. 2014. P. 115-127.
- Hoffman M. A. Egypt before the pharaohs: The prehistoric foundations of Egyptian civilization. Knopf, 1979.
- Davis W. Artists and patrons in Predynastic and early Dynastic Egypt // Studien zur altägyptischen Kultur. 1983. P. 119-139..
- Dreyer G. Tomb U-J: A Royal Burial of Dynasty 0 at Abydos // Before the Pyramids. The origin of Egyptian Civilization. 2011.
- Hendrickx S. The emergence of the Egyptian state // The Cambridge World Prehistory. 2014. V. 1. P. 259-278.
- Wilkinson T. A. H. Early Dynastic Egypt. London-New York: Routledge. 1999.
- Hendrickx S. Arguments for an Upper Egyptian origin of the palace-façade and the serekh during Late Predynastic-Early Dynastic times // Göttinger Miszellen. 2001. V. 184. P. 85-110.
- Friedman R. The ceremonial center at Hierakonopolis locality HK29A // Aspects of early Egypt. 1996.
- Fritschy W. A New Interpretation of the Early Dynastic so-called ‘Year’Labels.‘Balm Labels’ and the Preservation of the Memory of the King // The Journal of Egyptian Archaeology. 2021. V. 107. №1-2. P. 207-224. https://doi.org/10.1177/030751332110603
- Nuzzolo M. The Palermo Stone and its associated fragments: New discoveries on the oldest royal annals of Ancient Egypt // The Journal of Egyptian Archaeology. 2021. V. 107. №1-2. P. 57-78. https://doi.org/10.1177/030751332110494
- Wilkinson T. A. H. Royal annals of ancient Egypt: the Palermo Stone and its associated fragments. Routledge, 2000.
- Ассман Ян. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.
- Элиаде М. Аспекты мифа, М., 2010.
- Кереньи К., Юнг К. Г. Введение в сущность мифологии // К. Г. Юнг. Душа и миф. Шесть архетипов. М., 2005.
- Юнг К. Г. Структура и динамика психического. М., 2008.
- Юнг К. Г. Символы трансформации. М., 2009.
- Кассирер Э. Философия символических форм. Т.2 М.- СПб., 2002.
- Топоров В. Н. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 1. М., 2014.
- Шеркова Т. А. Война и мир в додинастическом и раннединастическом Египте // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №11. С. 449-479. https://doi.org/10.33619/2414-2948/96/61
- Древнеегипетский храм в Телль Ибрагим Аваде: раскопки и открытия. М., 2002.
- Quibell J. E., Green F. W. Hierakonpolis II. L., 1902.
- Petrie F. W. M. Abydos. L., 1903.
- Dreyer G. Elephantine VIII: Der Temple der Satet. // AVDAIK, 1986. 39.
- Шеркова Т. А. Семь павианов в одной лодке// Древнеегипетский храм в Телль Ибрагим Аваде: раскопки и открытия. М., 2002. C. 82-95.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
- Шеркова Т. А. Фантастические образы в додинастическом и раннедодинастическом Египте // Египет и сопредельные страны. 2018.
- Porko L. History-writing in Ancient Egypt // Encyclopedia of Egyptology, 1 (1). University of California, 2014p. 1-10.
- Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
- Тураев Б.А. Бог Тот: опыт исследования в области древнеегипетской культуры. СПб., 2002.
- Gardiner A. Egyptian Grammar. L., 1950.