Ян Цзэнсинь и культура синьцзяна
Автор: Хэ Юнмин
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Исследования
Статья в выпуске: 4 т.9, 2010 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена деятельности Ян Цзэнсиня (1864-1928), одного из влиятельных китайских политиков переходной эпохи (конец правления династии Цин - начало периода Китайской Республики). Поддержав Синьхайскую революцию, он стал в 1912 г. первым республиканским губернатором Синьцзяна и занимал этот пост на протяжении 17 лет. В своей деятельности он уделял много внимания развитию учреждений культуры, открывал новые школы и библиотеки. Ян Цзэнсинь получил классическое конфуцианское образование, успешно выдержал государственные экзамены и получил высшую степень «цзиньши». Он считал, что «старая наука», основанная на канонах и трактатах, представляет собой важный элемент в жизни государства, который помогает обирать талантливых людей. Таких же взглядов придерживалось его ближайшее окружение. Они считали концепцию «почитать Небо, почитать Конфуция» наиболее приемлемой для государственной идеологии и выступали против западной модели политического устройства, основанной на принципе всеобщих выборов, которые не дают возможности отбирать наиболее достойных. Особенно жестко Ян Цзэсинь подавлял попытки распространить идеи анархизма, которые, по его мнению, прямо вели общество к хаосу. С учетом религиозно-этнической специфики Синьцзяна, Ян Цзэсинь уделял большое внимание исламу. Он поддерживал его ортодоксальное направление, считал необходимым поддержать власть в общине мулл и ахунов и признать (в определенной степени) законы шариата. При этом он запрещал создание суфийских школ, отрицательно относился к идеям исламизма и пантюркизма. Ян Цзэнсинь не был ретроградом, выступавшим за безоговорочную консервацию всех элементов старины. Так, он неодобрительно относился к различного рода жертвоприношениям и гаданиям; активно боролся против распространенного (особенно среди уйгуров) обычая ранних браков. При этом он подчеркивал, что недостаточно просто запретить эту практику; необходимо объяснить населению причину такого запрета, т. е. вести просветительскую работу. В поддержке традиционной культуры и идеологии (как конфуцианской, так и мусульманской) Ян Цзэнсинь видел надежное средство достижения своей главной задачи - поддержания политической стабильности в регионе и обеспечения условий для поступательного развития общества.
Ян цзэнсинь, история синьцзяна, традиционная культура, культурные заимствования
Короткий адрес: https://sciup.org/14737283
IDR: 14737283