Экономоцентризм как доминирующая мировоззренческая установка современного социума
Автор: Семерник Снежана Здиславовна
Журнал: Сервис plus @servis-plus
Рубрика: Культура и цивилизация
Статья в выпуске: 3 т.8, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается такой феномен современного общества, как экономоцентризм. Эко- номоцентризм представляет собой мировоззренческую установку, в которой решающая роль при объяснении важнейших сфер бытия отводится экономике, а также производным от нее феноменам. Данная установка отражает сугубо материальную ориентированность общественного и индивидуального сознания, предающую забвению культурные, духовно-нравственные, межличностные принципы построения общественных отношений. Абсолютизация принципов экономо- центризма в пространстве научной теории способствует редукции целого ряда каузальных оснований, раскрывающих закономерности социально-экономического развития к математически исчисляемым закономерностям, не учитывающим специфику той среды, которую они призваны описать. На периферию теоретических построений выносятся представления о природно-гео- графической неоднородности хозяйствующих систем, о ментальных различиях субъектов хозяйственной деятельности, обусловленных данной неоднородностью, а также целый ряд других, не менее важных, факторов этического, социального, политического порядков, без учета которых невозможно построить полноценную экономическую теорию. Реализация принципов эконо- моцентризма крайне разрушительна для общества, выступает источником кризисных явлений. Преодоление сложившейся экономоцентричной парадигмы социального развития является насущной проблемой современности. Для решения названной задачи необходим ретроспективный поворот к культуре, этике, собственно самой человеческой личности, требующий контекстуального подхода к решению экономических задач. Это предполагает реализацию целостного взгляда на общество, где оно представляется взаимосвязанной системой, в которой экономике отводится не уникальное центральное место, позволяющее экономическим процессам функционировать на основе собственной внутренней логики, безотносительно социокультурных норм, складывающихся в том или ином социуме, но органично вплетает экономические закономерности в специфические условия того общества, в котором они функционируют.
Экономоцентризм, коммерциализация, экспансия рынка, эмансипация экономической рациональности, редукционизм
Короткий адрес: https://sciup.org/140210267
IDR: 140210267 | DOI: 10.12737/5541
Список литературы Экономоцентризм как доминирующая мировоззренческая установка современного социума
- Беккер Г.С. Человеческое поведение. Экономический подход = human behavior. Economical approach. М.: ГУВШЭ, 2003. 671 с.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: 1990.
- Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни. М.: «Логос», 2006. 392 с.
- Кара-Мурза С.Г. Что значить не быть Западом?//Наш современник. 1999. Электронный ресурс. http://www. patriotica.ru/actual/skara_west.html]. (дата обращения: 12.02.2014).
- Кирвель Ч.С. Природные основы культурно-цивилизационного бытия восточнославянских народов//Философия и академическая наука: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. Вып. 4. СПб., 2007. С. 315-393.
- Кутырев В.А. София, логос, матезис как этапы деэволюции духовности//Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2012. № 3. С. 27-36.
- Семерник С.З. Экономоцентризм как деструктивный фактор развития общества//Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2012. № 3 (81). С. 48-60.
- Хиршман А. Страсти и интересы. Политические аргументы в пользу капитализма до его триумфа. М.: Изд-во института Гайдара, 2012. 195 с.
- Scull Andrew T. Decarceration: Community Treatment and the Deviant -A Radical View. Prentice-Hall, Inc., 1977, vii+184 pp.