К вопросу о каноническом смысле росписи пещерного храма «Трех всадников»

Бесплатный доступ

Статья посвящена интерпретации композиции фрески на северной стене пещерного храма «Трех Всадников» (гор. Эски-Кермен). Настенная роспись изображает трех святых мучеников в виде всадников. На крупе коня первого всадника видна маленькая человеческая фигурка, второй сражается со змеем. Ранее исследователи рассматривали данную фреску как три различных изображения святого Георгия. Однако это противоречит как иконографии самой фрески, так и содержимому греческой надписи под ней. Наш анализ показывает, что основания отождествлять четвертую фигуру с персонажем «чуда св. Георгия с отроком» отсутствуют. Совместное исследование содержания фрески и литургической планировки храма показывает, что четвертая фигура является композиционным центром всего храма. Этот факт позволяет предположить, что она изображает усопшего обитателя Эски-Кермена, именно ради спасения души которого были написаны святые воины. Выполненный с учетом этого анализ фрески и надписи под ней впервые позволил предложить полную и непротиворечивую богословскую интерпретацию содержания росписи церкви «Трех Всадников».

Еще

Археология, фреска, пещерная церковь, "пещерные города", крым, эски-кермен, богословие, святой георгий победоносец, эпиграфика, храм "трех всадников"

Короткий адрес: https://sciup.org/14118076

IDR: 14118076

Список литературы К вопросу о каноническом смысле росписи пещерного храма «Трех всадников»

  • Волконская И.Г. Фрески пещерных храмов Эски-Кермена и его округи (Юго-Западный Крым)//Русская культура XVI века -эпоха митрополита Макария. Материалы Х Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. Х. Можайск, 2003. С. 293
  • Волконская И.Г. Эски-керменские фрески. Новые исследования//Церковные древности. Сборник материалов III международной конференции «Церковная археология: литургическое устройство храмов и вопросы истории христианского богослужения». Симферополь, 2005. С. 223.
  • Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма (По сообщениям А.Л. Бертье-Делагарда)//ЗООИД. Т. XX. Одесса, 1897. С. 152.
  • Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях.//Священник Павел Флоренский. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. С. 228-229.
  • Саенко Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. Образы небесных защитников в византийском, балканском и древнерусском искусстве. М., 2008. С. 53, илл
  • Овчинникова Е.Г. Вновь открытый памятник станковой живописи из собрания Государственного исторического музея//ВВ. 1916. № 31. С. 231
  • Эрнст Н.Л. Эски-Кермен и пещерные города Крыма//ИТОАИЭ. Т. З. Симферополь, 1929. С. 32
  • Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928-1929 гг.//ИГАИМК. Л., 1932. Т. 12. Вып. 1-8. С. 108
  • Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве//ВВ. Т. VI. М.,1953. С. 205.
  • Регинская Н.В. Святой Георгий Победоносец -герой-змееборец. Образ святого Георгия Победоносца в византийско-славянском искусстве. СПб, 2009. С. 50.
  • Степаненко В.П. К иконографии фрески храма «Трех всадников» под Эски-Керменом//МАИЭТ. Вып. X. Симферополь, 2003. С. 454.
  • Гайдуков Н.Е. Скрытая реликвия: столп-реликварий пещерного храма «Трех Всадников» близ городища Эски-Кермен//Спелеология и спелестология. Материалы международной научной заочной конференции. Набережные челны, 2011. С. 171.
  • Свод греческих надписей Эски-Кермена и его ближайшей округи/Мат. подг. А.Ю. Виноградовым//Харитонов С. В. Древний город Эски-Кермен: Археология, история, гипотезы. СПб., 2004. С. 125.
  • Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб, 2009. С. 20.
  • Православная энциклопедия. Том X.: Второзаконие -Георгий. М., 2005. С. 683.
  • Мальгин А.В., Мальгина М.Р. К вопросу об интерпретации фрески «Храма трех всадников» в Эски-Кермене (по материалам фонда А.Л. Бертье-Делагарда архива Крымского республиканского краеведческого музея)//Известия Крымского республиканского краеведческого музея. Симферополь, 1993. № 2. С. 6
  • Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001. С. 11.
  • Бусева-Давыдова И.Л. О свободе средневекового искусства: художник и иконографическая традиция//Церковное искусство, его восприятие и преподавание. Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов. Москва, 11-12 мая 2006 г. Свято-Филаретовский православно-христианский институт. М., 2001. С. 160.
  • Сарабьянов В.Д. Приветствие участникам конференции//Церковное искусство, его восприятие и преподавание. Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов. Москва, 11-12 мая 2006 г. Свято-Филаретовский православно-христианский институт. М., 2007. С. 8.
  • Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пг., 1916. С.193
  • Корхмазян Э.М. О фреске «Трех всадников» в Эски-Кермене//Исследования по арменистике в Украине. Симферополь, 2008. Вып.1. С. 44
  • Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря графа Алексея Уварова. СПб., 1851. Табл. LIII
  • Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. М., 2010. С. 453
  • Днепровский Н.В., Чореф М.М. К вопросу о местонахождении надписи, обнаруженной В.И. Григоровичем в округе Черкес-Кермена//МАИАСК. Севастополь-Тюмень, Вып. V. 2013. С. 181-194
  • Бертье-Делагард А.Л. Заметки к христианским надписям из Крыма (В.В.Латышев). Рукопись. Научные фонды ЦМТ, архив А.Л. Бертье-Делагарда. Оп. 5. Д. 11, Л. 4.
  • Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России. СПб., 1896. С. 48
  • Днепровский Н.В. История с «Географией», или об одном казусе крымской христианской топонимики//МАИАСК. Севастополь-Тюмень, 2012. Вып. IV. С. 194, прим.1.
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 105
  • Масаев М.В. Гносеологическое измерение структуры парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций//Культура народов Причерноморья. Симферополь, 2006. №118. С. 110.
  • Curcic S., Hadjitryphonos E. Architecture as Ikon. Perception and Representation of Architecture in Byzantine Art. Princeton, 2010. P. 7.
  • Мироненко Д.Г. Иконография святого Александра Невского. Автореф. диссер... канд. искусствовед. СПб, 2013. С. 3
  • Мусин А.Е. К вопросу о перспективах изучения русской церковной культуры в российской археологии//Археологические вести. СПб., 1993. № 2. С. 150
  • Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси//ТОДРЛ. М. -Л., 1956. Т. XII. С. 241, рис.1
  • Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1961. P. II. Pl. 246, 241
  • Лидов А.М. Вращающийся храм. Иконическое как перформативное в пространственных иконах Византии//Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. М., 2011. С. 27
  • Митрополит Лазарь (Швец), Шорохова Т.С. Священный образ Тавриды: православные святыни Крыма в изобразительном искусстве. Симферополь, 2012. С. 263
  • Смирнова Э.С. Ранние этапы иконографии святых князей Бориса и Глеба. Вопрос византийских образцов и русской традиции//Русь и Византия. Тезисы докладов XVIII научной сессии византинистов. М., 2008. С. 119
  • Священник Павел Флоренский. Иконостас//Священник Павел Флоренский. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. М., 1995. С.439
  • Блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, толкование о божественном храме и о (служащих в нем). посланное благочестивым вопрошавшим (христсианам) Крита//Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Писания св. Отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб, 1857. Т. III. С. 11.
  • Гайдуков Н.Е. Литургические датировки некоторых пещерных храмов Таврики//О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. Сборник научных трудов (по материалам конференции в честь 210-летия со дня рождения П.И. Кеппена). К., 2004. С. 170.
  • Гайдуков Н.Е. Литургическое устройство пещерных храмов юго-западной Таврики (на примере трех пещерных храмов округи пещерного города Эски-Кермен)//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории Руси-Украины. Материалы научной конференции. Киев-Судак, 2002. С. 16.
  • Сарабьянов В.Д. Реликвии и образы святых в сакральном пространстве Софии Киевской//Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. М, 2011. С. 366-361
  • Корноухов А.Д. Размышления над историческим контекстом церковной архитектуры и иконописи (оригинал и копия)//Церковное искусство, его восприятие и преподавание. Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов. Москва, 11-12 мая 2006г. Свято-Филаретовский православно-христианский институт. М., 2001. С. 113
  • Мелик-Пашаев А.А. О духовных основаниях художественного творчества//Церковное искусство, его восприятие и преподавание. Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов. Москва, 11-12 мая 2006 г. Свято-Филаретовский православно-христианский институт. М., 2007. С. 111
  • Стоун М. Легенда о хирографе Адама.//Исследования по арменистике в Украине. Выпуск 4. Симферополь, 2012. С. 5-9
  • Струков Д.М. «Рисунки древних памятников христианства в Тавриде». Отдел ИЗО РГБ, топографический шифр 105/5 318. Л.4
Еще
Статья научная