Как алфавитный оракул превращал преддверия гробниц в святилища

Автор: Приходько Елена Владимировна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Дискуссии

Статья в выпуске: 3 т.44, 2022 года.

Бесплатный доступ

Большинство скальных святилищ, основанных на землях Ликии, Кибиратиды и Писидии в I-III веках, были вотивного типа. Но в то же время жители Адад и Кибиры основали два святилища с вырезанными на скале алфавитными оракулами, а жители Эноанд и Олимпа разместили надписи с алфавитным оракулом на фасадах трех гробниц. Каждое из этих святилищ изучалось только отдельно, их сопоставление никогда не проводилось, и в этом заключаются новизна исследования и его актуальность. Автор статьи ставит перед собой задачу выстроить логическую цепочку перехода от одного типа святилища к другому и объяснить появление надписей с алфавитным оракулом в преддвериях гробниц, что нарушало традиционные правила их оформления. Доказывается, что в представлениях жителей региона вырезанный на скале или стене текст алфавитного оракула создавал вокруг себя прорицалище. Люди верили, что в этих святилищах бог - а покровителем этого вида мантики почитался Гермес - давал свои ответы при посредничестве оракула, вещего духа места, как это было в крупных прорицалищах. Таким образом, вотивные святилища закрепили саму идею скальных святилищ, затем произошла замена их содержания - вотивные надписи были заменены алфавитным оракулом, и следующим шагом святилища с алфавитным оракулом были перенесены в преддверие гробниц. Показав, как это стало возможным, автор статьи делает вывод о цели такого соединения: хозяева гробниц стремились к тому, чтобы жители города приходили к их гробницам для вопрошения бога, а значит, заботились о гробницах и помнили имена тех, кто в них упокоился.

Еще

Скальное святилище, алфавитный оракул, ликия, писидия, кибиратида, вещий дух места, адады, анбарджык, эноанды, олимп

Короткий адрес: https://sciup.org/147237256

IDR: 147237256

Список литературы Как алфавитный оракул превращал преддверия гробниц в святилища

  • Приходько Е. В . Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 592 с.
  • Corsten Th. Ein neues Buchstabenorakel aus Kibyra // Epigraphica Anatolica. 1997. 28. S. 41-49.
  • Corsten Th. Die Inschriften von Kibyra. Teil. I (IGSK. Bd. 60). Bonn: Dr. Rudolf Habelt GmbH, 2002. 381 S.
  • Corsten Th., Hülden O. Forschungen in der Kibyratis im Jahre 2011 // Ara§tirma Sonuglari Toplantisi. 2013. XXX. Cilt 1. S. 353-360.
  • Delemen i. Anatolian rider-gods. A study on stone finds from the regions of Lycia, Pisidia, Isauria, Lycaonia, Phrygia, Lydia and Caria in the late Roman period (Asia Minor Studien. Bd. 35). Bonn: Halbert, 1999. 228 p.
  • Demirel M., Yener-Marksteiner B., Hülden O. Limyra Teritoryumu Ara§tirmalari 2013: Yalak Ba§i Antik Yerle§imi ve Qevresi. Research in the territory of Limyra in 2013: The ancient settlement on Yalak Ba§i // ANMED. 2014. 12. S. 179-183.
  • Heberdey R., Kalinka E. Bericht über zwei Reisen im südwestlichen Kleinasien, ausgeführt im Auftrage der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften (Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-Historische Classe. Bd. 45). Wien, 1897. 56 S.
  • Horsley G. H. R., Mitchell S. The inscriptions of Central Pisidia (IGSK. Bd. 57). Bonn: Dr. Rudolf Habelt GmbH, 2000. 216 p.
  • iplikg io glu B. Bati Pamfilya ve Dogu Likya'da Epigrafya Ara§tirmalari 2001 // Ara§tirma Sonuglari Toplantisi. 2003. XX. Cilt 2. S. 71-75.
  • I § i n G. The cult of Apollo in Southern Pisidia and Apollo Sideton // Ege Üniversitesi Arkeoloji Dergisi Özel Sayi. 2008. 12. S. 107-117.
  • I § i n G. The sanctuaries and the^ cult of Apollo in Southern Pisidia // Anadolu / Anatolia. 2014. 40. P. 87-104.
  • Labarre G., Özsait M., Özsait N. Les reliefs rupestres de Tefenni (Pisidie) // Anatolia Antiqua. 2006. 14. P. 89-115.
  • Marksteiner Th., Stark B., Wörrle M., Yener-Marksteiner B. Der Yalak Ba§i auf dem Bonda Tepesi in Ostlykien. Eine dörfliche Siedlung und ein ländlicher Kultplatz im Umland von Limyra // Chiron. 2007. 37. S. 243-292.
  • Merkelbach R., Stauber J. Steinepigramme aus dem Griechischen Osten. Bd. 4. Die Südküste Kleinasiens, Syrien und Palaestina. München; Leipzig: K.G. Saur Verlag, 2002. 471 S.
  • Nolle J. Kleinasiatische Losorakel. Astragal- und Alphabetchresmologien der hochkaiserzeitlichen Orakelrenaissance. München: Verlag C.H. Beck, 2007. 331 S.
  • Ta11oen P. Cult in Pisidia. Religious practice in Southwestern Asia Minor from Alexander the Great to the rise of christianity. (Studies in Eastern Mediterranean Archaeology. X). Turnhout: Brepols Publishers, 2015. 412 p.
Еще
Статья научная