Компьютерный спорт: откуда корни растут. Историко-социологический экскурс

Бесплатный доступ

Автор анализирует историю возникновения и развития компьютерного спорта как элемента новой социальной реальности, соответствующей эпохе цифровизации современного общества. В статье дано определение компьютерного спорта, а также выделены и всесторонне проанализированы его отличительные особенности и критерии соответствия требованиям к виду спорта, регламентированным действующими нормативными документами. Установлено, что основным критерием является спортивность соревнования, характеризуемая установлением превосходства между киберспортсменами или командами киберспортсменов. При этом автор подчеркивает, что обязательным условием спортивности является выступление спортсменов на одном игровом поле. Подробно рассмотрены и другие критерии соответствия, устанавливающие наличие компьютеров (симуляторов) с соответствующими техническими приспособлениями и игровым программным обеспечением, а также равные возможности для участников соревнований и независимость их результатов от элемента случайности. С помощью предложенных критериев, определяющих предметную принадлежность видеоигры компьютерному спорту, выполнен анализ известных исторических фактов, связанных с появлением и развитием различных компьютерных игр, на предмет их соответствия компьютерному спорту. По мнению автора, первой спортивной цифровой компьютерной видеоигрой, полностью удовлетворяющей всем предложенным критериям соответствия, стала игра Spacewar!, созданная в 1962 г. Стивом Расселом при участии Мартина Греца и Уэйна Витенена. В статье приведены примеры других видеоигр различных жанров и рассмотрены их особенности с точки зрения соответствия компьютерному спорту.

Еще

Спорт, история спорта, социология спорта, компьютерный спорт, видеоигра, критерий принадлежности, критериальная оценка, спортивность соревнования, игровое поле, элемент случайности

Короткий адрес: https://sciup.org/149124878

IDR: 149124878   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-147-156

Список литературы Компьютерный спорт: откуда корни растут. Историко-социологический экскурс

  • Признание видов спорта, всероссийский реестр видов спорта. [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/priznanie-vidov-spor/ (Дата обращения: 29.08.2018).
  • Приказ Министерства спорта РФ от 22.01.2018 № 49 "О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта". [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201802140018?index=0&rangeSize=1 (Дата обращения: 29.08.2018).
  • Правила видов спорта. Виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/pravila-vidov-sporta/ (Дата обращения: 29.08.2018).
  • Cambridge Dictionary. Cyber. [Электронный ресурс]. - URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/cyber (Дата обращения: 29.08.2018).
  • О ФКС России. [Электронный ресурс]. - URL: https://resf.ru/about/resf/ (Дата обращения: 29.08.2018).
  • Приказ Министерства спорта РФ от 02.09.2013 г. № 702 «Об утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения». - URL: http://base.garant.ru/70451560/ (Дата обращения: 27.08.2018).
  • Игра электронная микропроцессорная «ЭЛЕКТРОНИКА» ИМ-02 «Ну, погоди». [Электронный ресурс]. - URL: https://rootger.blogspot.com/2010/11/02.html (Дата обращения: 30.08.2018).
  • Тетрис. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.i-igrushki.ru/otdykh-dosug/igrushkapedia/tetris.html (Дата обращения: 29.08.2018).
  • Twin Galaxies [Электронный ресурс]. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Twin_Galaxies (Дата обращения:29.08.2018).
  • Краткая история киберспорта с 1970-х до наших дней. [Электронный ресурс]. - URL: https://hightech.fm/2016/11/26/esports-history (Дата обращения: 27.08.2018).
  • Компоненты игрового пространства. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberpedia.su/7x5fc.html (Дата обращения: 01.09.2018).
  • Виртуальная реальность. [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/278/ВИРТУАЛЬНАЯ (Дата обращения: 01.09.2018).
  • Oxford Dictionary. Gomputer. [Электронный ресурс]. - URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/computer (Дата обращения: 01.09.2018).
  • Oxford Dictionary. Random number generator. [Электронный ресурс]. - URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/random_number_generator (Дата обращения: 01.09.2018).
  • Англо-русский словарь технических терминов. Digital device. [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus_technic/43498/digital (Дата обращения: 16.08.2018).
  • Cathode-ray tube amusement device. [Электронный ресурс]. - URL: https://patents.google.com/patent/US2455992 (Дата обращения: 16.08.2018).
  • Принципы фон Неймана (Архитектура фон Неймана). [Электронный ресурс]. - URL: https://inf1.info/machineneumann (Дата обращения: 28.08.2018).
  • John Markoff. A Long Time Ago, in a Lab Far Away.. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nytimes.com/2002/02/28/technology/a-long-time-ago-in-a-lab-far-away.html (Дата обращения: 08.08.2018).
  • Computer history. PDP-1. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.computerhistory.org/pdp-1/the-machine/ (Дата обращения: 12.08.2018).
  • Уолтер Айзексон. Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию. [Электронный ресурс]. - URL: http://itexts.net/avtor-uolter-ayzekson/148102-innovatory-kak-neskolko-geniev-hakerov-i-gikov-sovershili-cifrovuyu-revolyuciyu-uolter-ayzekson/read/page-18.html (Дата обращения: 12.06.2018).
  • Cyberathlete Professional League. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.esportsearnings.com/leagues/118-cyberathlete-professional-league (Дата обращения: 02.09.2018).
  • Major League Gaming. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mlg.com (Дата обращения: 01.09.2018).
  • KeSPA. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-sports.or.kr/?ckattempt=1 (Дата обращения: 28.08.2018).
  • Киберспорт признали олимпийской дисциплиной второго уровня. [Электронный сурс]. - URL: https://www.sovsport.ru/others/cybersport/news/774734-kibersport-priznali-olimpijskoj-disciplinoj-vtorogo-urovnja (Дата обращения: 12.08.2018).
  • Сколько стоит киберспорт: главные тренды 2018 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2018/02/26/169462.phtml (Дата обращения: 01.09.2018).
Еще
Статья научная