Композиция текстильных орнаментов геометрического комплекса как семиотическая структура
Бесплатный доступ
Целью данной статьи является исследование значения основных элементов геометрического орнаментального комплекса на примере произведений текстильного искусства. Круг, крест, квадрат и некоторые другие орнаменты применяются в текстиле, начиная с эпохи неолита. Семантика текстильных узоров изучалась многими исследователями - этнографами, археологами, искусствоведами. Текстильные изделия, сохранившиеся до настоящего времени, представляют собой зашифрованный «текст». Подобный вывод можно сделать, изучая важную роль традиционного текстиля в обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Глубинное значение орнаментов в ХХ в. было утрачено, хотя сами орнаменты продолжали существовать и использоваться художниками текстильщиками в качестве декоративных элементов. Орнаменты древнего геометрического комплекса можно увидеть и в произведениях современного художественного текстиля - гобеленах, арт-объектах и инсталляциях. Особенно интересными представляются работы, где орнаментальный символ является главным элементом композиции всего художественного произведения.
Текстильный орнамент, геометрический комплекс, художественный текстиль, арт-объект, инсталляция
Короткий адрес: https://sciup.org/147151126
IDR: 147151126 | DOI: 10.14529/ssh160416
Список литературы Композиция текстильных орнаментов геометрического комплекса как семиотическая структура
- Амброз, А. К. Раннеземледельческий культовый символ («Ромб с крючками»)/А. К. Амброз//Советская археология. -1965. -№ 3. -С. 14-27.
- Бесчастнов, Н. П. Художественный язык орнамента: учеб. пособие/Н. П. Бесчастнов. -М.: Владос, 2010. -368 с.
- Бибикова, В. И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента/В. И. Бибикова//Советская археология. -1965. -№ 1. -С. 3-8.
- Бочаров, Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого/Г. Н. Бочаров. -М.: Наука, 1969. -128 с.
- Буткевич, Л. М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство»/Л. М. Буткевич. -М.: Владос, 2008. -267 с.
- Гилевич, Е. В. Орнамент как семиотическая структура для современного мира/Е. В. Гилевич//Знание. Понимание. Умение. Фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук . -2011. -№ 2. -С. 79-83.
- Динцес, Л. А. Древние черты в русском народном искусстве/Л. А. Динцес//История культуры Древней Руси; под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова. -Т. 2. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. -С. 465-491.
- Жарникова, С. В. О попытке интерпретации значения некоторых образцов русской народной вышивки архаического типа/С. В. Жарникова//Советская этнография. -1983. -№ 1. -С. 87-94.
- Иванов, С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX -начала ХХ в.)/С. В. Иванов. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963 -501 с.
- Клетнова, Е. Н. Символика народных украс Смоленского края/Е. Н. Клетнова//Труды Смоленских гос. музеев. -Вып. I. -Смоленск: Изд-во государственных музеев и ГУБОНО, 1924. -С. 111-126.
- Колчин, Б. А. Новгородские древности. Деревянные изделия/Б. А. Колчин. -М.: Наука, 1968. -182 с.
- Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян/Б. А. Рыбаков. -М.: Наука, 1981. -608 с.
- Савицкая, В. И. Фольклор и история в гобелене и керамике/В. И. Савицкая//Декоративное искусство. -1984. -№ 7.
- Чистов, К. В. Актуальные проблемы изу-К.В.Чистов//Фольклориэтнография:сб.-Л.:Наука, чения традиционных обрядов русского Севера/1974. -С. 9-18.