Концепция пародии М. Брэдбери и ее реализация в романе «В Эрмитаж!»
Автор: Ромаданов Максим Сергеевич
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 4 (28), 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена концепции пародии британского писателя и исследователя литературы Малколма Брэдбери, разработанной им на фоне общих тенденций к пересмотру сущности этого явления в европейском и американском литературоведении, и ее художественному воплощению в программном романе «В Эрмитаж!» (2000). В концепции Брэдбери литературное пародирование в историческом взаимодействии текстов приобретает культурообразующее значение. Механизм функционирования этой формы определяется стремлением сохранить предшествующую традицию через ее искажение. Объектом переосмысления в книге Брэдбери становится роман Д. Дидро «Жак-фаталист и его хозяин» (1796). В свою очередь, он трактуется как сходная по сути переработка книги Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1759-1767). Пародийная форма романа «В Эрмитаж!» подчинена идее репрезентации многомерной преемственности от Стерна к Дидро и далее к роману Брэдбери.
Пародия, постмодернизм, саморефлексия, литературная ирония
Короткий адрес: https://sciup.org/14729342
IDR: 14729342
Список литературы Концепция пародии М. Брэдбери и ее реализация в романе «В Эрмитаж!»
- Брэдбери М. В Эрмитаж!/пер. с англ. М. Б. Сапрыкиной. М.: АСТ, 2003. 509 с
- Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского//М. М. Бахтин. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Рус. словари, 2000. Т. 2. С. 5-176
- Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания/пер. с англ. С. А. Никитина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 352 с
- Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. М.: Флинта, 2008. 288 с
- Новиков В. И. Книга о пародии. М.: Сов. писатель, 1989. 540 с
- Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизмация искусства//Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры/пер. с исп. С. Л. Воробьевой. М.: Искусство, 1991. С. 218-260
- Пестерев В. А. Романная проза Запада рубежа XX и XXI веков. Статья первая//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 3(15). С. 155-166
- Тынянов Ю. Н. О пародии//Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 284-310
- Шкловский В. Б. О повторении старых форм//Шкловский В. Б. Избранное: в 2 т. Т. 1. Повести о прозе. Размышления. Разборы. М.: Худож. лит., 1983. С. 98-104
- Bradbury M. An Age of Parody//Bradbury M. No, not Bloomsbury. L.: Routledge, 1987. P. 46-64
- Bradbury M. To the Hermitage! . L.: Pan MacMillan, 2011 (Imprint by edition. L.: Picador, 2001). 415 p
- Haffenden J. Novelists in Interview. L.: Methuen, 1985. 328 p
- Hutcheon L. A Theory of Parody: The Teachings of Twentieth-century Art Forms. Chicago: University of Illinois Press, 2000. 143 p
- Hutcheon L. The Poetics of Postmodernism. History, theory, fiction. N.Y.; L.: Routledge, 1988. 268 p
- Rose M. A. Parody: Ancient, Modern and Post-Modern. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 316 p