Образы вымышленных художников в романе Обри Бердсли "Под холмом"
Автор: Табункина Ирина Александровна, Бочкарева Нина Станиславна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 2 (34), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализированы образы двух вымышленных художников, созданных английским графиком Обри Бердсли в незаконченном романе «Под Холмом». Выявлены значения имен художников, вербальная репрезентация их творчества, живописные и литературные реминисценции, связь с другими произведениями автора. Если образ Жана Баптиста Дора в романе создан только через эк-фрасис его произведений, то другой художник - Де Ла Пин - непосредственно участвует в сюжете как персонаж. Пейзажи и праздники Де Ла Пина ассоциируются с картинами Клода Лоррена и Ан-туана Ватто, а рисунки Ж.Б. Дора - с гротесками и виньетками самого Бердсли, однако в образах обоих вымышленных художников французская «галантная» традиция обнажается до порнографии, а живых людей заменяют интерьеры, костюмы и грим. Через призму сатирического гротеска порок не оправдывается, а высмеивается Бердсли.
Английская литература, декаданс, конец века, вымышленные художники, французская галантная традиция, рококо, экфрасис, гротеск, сатира, обри бердсли, "под холмом"
Короткий адрес: https://sciup.org/14729436
IDR: 14729436 | DOI: 10.17072/2037-6681-2016-2-101-112
Список литературы Образы вымышленных художников в романе Обри Бердсли "Под холмом"
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с
- Бердслей О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера, стихотворения, письма/сост. Л. Володарская. М.: Эксмо-пресс, 2001. 368 с
- Бердслей О. Под холмом: Романтическая новелла//Весы. 1905. № 11. С. 30-49
- Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее/сост. А. Басманов. М.: Игра-техника, 1992. 288 c
- Бердслей О. Шедевры графики/сост. И.Пименова. М.: Изд-во Эксмо, 2002. 216 с. (Сер. «Шедевры графики»)
- Бобринекая E. A. Футуристический «грим»//Вестник истории, литературы, искусства/Отделение историко-философских наук РАН. М.: Собрание; Наука, 2005. C. 88-99. URL: http://ecdejavu.ru/f-2/Futurism-2.html (дата обращения: 14.12.2015).
- Бочкарева Н. С., Табункина И. А. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли/Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 254 с
- Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство -СПБ, 2005. 294 с
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт, 2004. 624 с. (История искусств)
- Довжик А.К. Адресаты работ Обри Бердслея: сексуальные коды «узкого круга друзей»//Культура и искусство. 2013. № 6. С. 615-622 DOI: 10.7256/2222-1956.2013.6.9795
- Евреинов Н. Обри Бердслей//Бердслей О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзе-ра, стихотворения, письма/сост. Л. Володарская. М.: Эксмо-пресс, 2001. С. 6-34
- Евреинов Н. Бердслей: очерк. СПб.: Н.И. Бутковская, 1912. 48 с. (Современное искусство. Серия иллюстрированных монографий. Вып. 5)
- Карякина Т. Д. Стилеобразующие принципы искусства рококо -от архитектуры к фарфоровой пластике//Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля: Царицынский научный вестник. Вып. 7-8/сост. и науч. ред. Б.М. Соколов. М.: Пробел -2000-2005. С. 322-328
- Леви-Строс К.Индейское общество и его стиль//Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 1984. С. 78-88. URL: http://ecdejavu.ru/p/Publ_ Strauss_Tattoo.html (дата обращения: 15.12.2015)
- Маковский С. К. Обри Бердслей. Современная графика//Бердслей О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера, стихотворения, письма/сост. Л. Володарская. М.: Эксмо-пресс, 2001. С. 316-339
- Маковский С. К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. 383 с
- Михайлов А. Д. Брантом -автор «Галантных дам»//Брантом. Галантные дамы. М.: Республика, 1998. С. 3-18
- Пахсарьян Н. Т. Французская «легкая» поэзия: эстетические функции и жанровые варианты//XVIII век: Судьбы поэзии в эпоху прозы/отв. ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2001. URL: http://natapa. org/biblio/articles/poesie_legere (дата обращения: 18.12.2015)
- Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760-х годов. Днепропетровск: «Пороги», 1996. 271 с
- Савельев К. Н. «История Венеры и Тангейзе-ра» О. Бердслея как мифологема английского декаданса//Вестник Оренбургского университета. 2005. № 9. С. 20-24
- Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление. Магнитогорск: МаГУ, 2007. 344 с
- Сидоров А. А. Жизнь Бердслея//Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее/сост. А. Басманов. М.: Игра-техника, 1992. С. 267-280
- Сидоров А. А. Искусство Бердслея. Juvenilia. М.: Г.А.Х.Н., 1926. Вып 1. 78 с
- Сидоров А. А. Искусство Бердслея//Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М.: Сов. художник, 1985. С. 8297 (Б-ка искусствознания)
- Сидоров А. А. Обри Бердслей. Жизнь и творчество. М.: Венок, 1917. 88 с
- Сто опер. История создания. Сюжет. Музыка/сост. М. С. Друскин. Л.: Музыка, 1968. 624 с
- Табункина И. А. Интерпретация сюжета о парикмахере в стихотворении «Парикмахер» Джона Грея и в «Балладе о парикмахере» Обри Бер-дсли//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012а. Вып. 3 (19). С. 134-139
- Табункина И. А. «The Ballad of a Barber» О. Бердсли и «Баллада о цирюльнике» М. Кузмина: сравнительный анализ//Зарубежная литература: проблемы изучения и преподавания: межвуз. сб. науч. трудов/под ред. О.Ю. Полякова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012б. Вып. 5. С. 99-106
- Табункина И. А. Комментарий к картине Клода Лоррена в романе Обри Бердсли «Под Холмом» в контексте эстетического движения конца XIX века//Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2015. Вып. 4(10). С. 151-158
- Уайльд О. Телени, или Оборотная сторона медали: роман/пер. А. Мурыгиной; Бердслей О. История Венеры и Тангейзера: повесть/пер. Н. Горной. М.: ВРС, 2003. 223 с. (Улица красных фонарей. Кн. 26)
- Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии/пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. 831 с. (Б-ка атеист. лит.)
- Beardsley A. Under the Hill//Wilde O. Salome. Beardsley A. Under the Hill. L.: Creation Books, 1996. P.65-123
- Beardsley A., Glassco J. The Story of Venus and Tannhauser, or Under the Hill. N.Y.: Crove, 1959. 140 p
- Beckson K. The Artist as Transcendent Phallus: Aubrey Beardsley and the Ritual of Defense//Reconsidering Aubrey Beardsley/ed. by Robert Langenfeld. L.: UMI Research Press, 1989. P. 207-226
- Benkovitz M.J. Aubrey Beardsley. An Accaunt of His Life. N.Y.: S.P.Putnam's sons, 1981. 200 p
- Brady P. Rococo Style Versus Enlightenmen Novel: With essays on Letters persanes, La Vie de Marianne, candide, La nouvelle Heloise, Le Neveu de Rameau. Geneve: Edition Slatkine, 1984. 304 p
- Brophy B. Beardsley and His World. L.: Thames and Hudson, 1976. 128 p
- Calloway S. Aubrey Beardsley. L.: V&A Publication, 1998. 260 p
- Clark K. The best of Aubrey Beardsley. L.: Murray, 1979.173 p
- Easton M. Aubrey and the Dying Lady. A Beardsley riddle. L.: Seeker & Warburg, 1972. 272 p
- Fletcher I. Aubrey Beardsley. Boston: Twayne Publishers, 1987. 206 p
- Fletcher I. Inventions for the Left Hand: Beardsley in Verse and Prose//Reconsidering Aubrey Beardsley/ed. by R. Langenfeld. L.: UMI Research Press, 1989. P. 227-266
- Heyd M. Aubrey Beardsley: Symbol, Mask and Self-irony. N.Y.: Lang, 1986. 247 p
- Higgins J. Unfamiliar Places: France and the Grotesque in Aubrey Beardsley's Poetry and Prose//The Modern Language Review. (January 2011). Vol. 106, No. 1. P. 63-85. DOI: 10.5699/modelan-grevi.106.1.0063. Stable URL: http://www.jstor. org/stable/10.5699/modelangrevi.106.1.0063 (дата обращения: 27.04.2016)
- In Black and White. The Literary Remains of Aubrey Beardsley. Including «Under the Hill», «The Ballad of a Barber», «The Free Musicians», «Table Talk» and Other Writings in Prose and Verse/ed.by S. Calloway and D. Colvin. L.: Cypher, MIIM, 1998. 201 р
- Jackson H. Aubrey Beardsley//Jackson H. The Eighteen Nineties. A Review of Art and Ideas at the Close of the 19th century. New introd. by Malcolm Bradbury. L.: The Cresset Library, 1988. P. 109-125
- Lavers A. Aubrey Beardsley, Man of Letters//Romantic Mythologies/ed. by I. Fletcher. L.: Rout-ledge & Kegan Paul, 1967. P. 234-270
- Macfall H. Aubrey Beardsley, the Man and his Work. L.: Lane, the Boodley Head, 1928. 119 p
- Raby P. Aubrey Beardsley and the Nineties. L.: London Houser, Great Eastern Wharf Parkgate Road, 1998.117 p
- Read B. Aubrey Beardsley. L.: Her Majesty's Stationary office, 1966. 34 p. (Victoria & Albert Museum)
- Read B. Aubrey Beardsley/Introd. by J. Rothenstein. N.Y.: Bonanza Book, 1967. 372 p
- Ross R. Aubrey Beardsley/rev. iconography by Arthur Vallance. L.; N.Y.: Lane, The Bodley Head, 1909. 112 p
- Slessor C. The Art of Aubrey Beardsley. L.: The Apple press, 1989. 128 p
- Sutton E. Aubrey Beardsley and British Wagner-ism in 1890s. Oxford: Oxford University Press, 2002. 237 p
- Symons A. The Art of Aubrey Beardsley. N.Y.: BONI AND LIVERIGHT, INC, 1918. URL: http://www.gutenberg.org/files/5 0171/50171 -h/5017 1-h.htm#art004 (дата обращения: 25.04.2016)
- The Letters of Aubrey Beardsley/ed. by H. Maas. L.: Rutherford, Fairleigh Dickinson university press, 1970. 472 p
- Walker R.A. The Best of Beardsley/collected and ed. R.A. Walker. L.: The Bodley Heard, 1948. 155 p
- Weintraub S. Beardsley. A biography. N.Y.: Braziller, 1967. 293 p
- Zatlin L.G. Aubrey Beardsley and Victorian Sexual Politics. Oxford: Oxford University Press, 1990. 234 p