Культурное и природное наследие юга России как ресурс устойчивого развития территорий (по материалам краеведческих исследований)
Автор: Бычкова Ольга Ивановна, Костина Наталья Анатольевна
Журнал: Наследие веков @heritage-magazine
Рубрика: Культурные ландшафты: проблемы освоения
Статья в выпуске: 3 (11), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются механизмы вовлечения объектов наследия в хозяйственный оборот территорий Юга России. Выявлено, что использование историко-культурного и природного богатства для многих регионов является реальной возможностью привлечения дополнительных инвестиций в экономику, трудовые ресурсы и социальное развитие. В работе дается представление о состоянии краеведческой деятельности в южных регионах России как формы изучения культурного наследия, и раскрываются особенности регионального наследия как ресурса устойчивого развития территории. Авторы отмечают, что выявление всего потенциала наследия через краеведческую деятельность предоставляет возможности для возрождения исторических промыслов и производств Южных регионов, формирования новых направлений туристской отрасли, принимая во внимание сохранность сельских поселений и учитывая перспективы социально-экономического развития территорий.
Культурное и природное наследие, культурные ландшафты, устойчивое развитие, краеведческая деятельность
Короткий адрес: https://sciup.org/170174940
IDR: 170174940
Текст научной статьи Культурное и природное наследие юга России как ресурс устойчивого развития территорий (по материалам краеведческих исследований)
Устойчивость общественного развития на современном этапе тесно связана с выявлением, изучением и сохранением культурных ценностей цивилизации. В документах Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры подчеркивается, что культурный ландшафт выступает результатом совместного развития природы и человека, показывая эволюционные преобразования человеческого общества под влиянием социально – экономических, культурных процессов и природной среды территорий.
Международным сообществом около сорока лет назад в рамках межгосударственного сотрудничества была сформулирована задача сохранения всемирного культурного и природного наследия.
Кроме того, в конце 90-х гг. XX столетия в России стали формироваться рыночные отношения в области историко-культурного наследия, началась приватизация культурных и природных объектов наследия, появился рынок аренды земли и памятников. Исторические центры городов, районы исторической застройки стали достаточно привлекательны для инвестиций, что сыграло серьезную роль в разработке и продвижении бренда территорий.
В настоящее время выявление и сохранение культурного наследия города и региона, поддержка традиционного природопользования и ремесел приводит к активизации музейной деятельности, развитию туризма, рекреационной сферы и сопряжен- ных структур хозяйственного комплекса.
Включение объектов наследия в хозяйственный оборот становится важным фактором устойчивого социально - экономического развития территорий. Использование историко-культурного и природного богатства для многих регионов является реальной возможностью привлечения дополнительных инвестиций в экономику, трудовые ресурсы и социальное развитие.
Особое значение для туристической деятельности регионов приобретают музеи-заповедники, исторические усадьбы и монастыри, территории исторических сражений. Объекты наследия могут определять хозяйственную специализацию и перспективы региона, выступая специфическим ресурсом его развития.
Одной из форм изучения культурного наследия в культурных ландшафтах является краеведческая деятельность. Краеведение побуждает интерес к «малой» Родине, ее природным и культурно-историческим особенностям, стимулирует созидательную деятельность по формированию культурных ландшафтов.
Возрастание интереса к работе по возвращению забытых имен и религиозных святынь, реконструкциям исторических событий, изучению историко-культурного наследия и этнокультурной жизнедеятельности регионов формирует новые подходы к краеведческим исследованиям, позволяет на базе исторического опыта проанализировать современное состояние, выявить основные тенденции и динамику развития краеведческого движения Юга России.
Именно на территориях с высокой насыщенностью краеведческого материала, представленного краеведческими музеями, краеведческими объединениями, архивами, краеведение в наибольшей степени сталкивается с «вызовами времени». Поэтому, изучение основных направлений регионального краеведения позволяет определить роль краеведов-исследователей в постижении истории и культуры народов региона, составить представление о состоянии музейно-краеведческого дела и раскрыть особенности регионального наследия как ресурса устойчивого развития территории.
К периоду революции и Гражданской войны относится формирование научной школы исторического краеведения как в стране, так и на Северном Кавказе.
В 1920 г. на базе краеведческих музеев Северного Кавказа развернулась активная работа краеведческих обществ. Благодаря этим исследованиям удалось провести учет и спасти многие, похищенные и разрушенные в годы гражданской войны, исторические памятники.
Северо-Кавказский институт краеведения, осуществляя этнографические и археологические экспедиции в районы Северной Осетии, Чечни, Кабарды, Ингушетии, собрал оригинальные коллекции в организованный при Институте научный музей. Институт сыграл важную роль в пропаганде краеведческих знаний, издавая журнал «Краеведение на Кавказе».
B 1925 г. во Владикавказе было преобразовано Историко-филологическое общество в Осетинский научно-исследовательский институт (НИИ) краеведения. B 1925-1927 г. аналогичные институты появились в Ингушетии и Кабардино-Балкарии, в Ростове-на-Дону был организован Краевой горский НИИ, а в Краснодаре – Общество изучения Адыгейской автономной области.
Рубеж 1920-1930-х гг. вошел в историю как «золотое десятилетие» в развитии краеведения, которое было тесно связано с научными историческими школами и уч- реждениями страны. В это же время широкое распространение получило проведение краеведческих съездов, конференций и совещаний, привлекавших внимание общественности к «нематериальному» наследию [23]. Особое место в историко-краеведческой работе в 1920–1930-е гг. занимали этнографические исследования материальной культуры и быта народов Северного Кавказа.
В работах Б. В. Лунина впервые была комплексно проанализирована историко-краеведческая деятельность, созданного в Ростове – на – Дону. Краевого Общества археологии, истории и этнографии [5] [6]. В дореволюционные годы подобная работа была проделана Обществом истории, древности и природы (1909–1917 гг.), основанным в Ростове-на- Дону по инициативе археолога А. М. Ильина, историков А. Т. Стефанова. В. А. Канского и М. Б. Краснянского, лингвиста Н. И. Балагурова.
Для объединения всей краеведческой работы на Северном Кавказе в 1926 г. в Ростове-на-Дону совещанием краеведов было принято решение образовать Северо-Кавказское краевое бюро краеведения (СККБК). Одной из задач СККБК было установить контакты с Ассоциацией Горских Краеведческих организаций в г. Махачкала.
С середины 1930-х до конца 1980-х гг. происходила реорганизацией краеведческих учреждений, были проведены теоретические кавказоведческие исследования и экспедиции, появились первые обобщающие работы по краеведению Кавказа и истории кавказоведения.
К началу 1960-х гг. на Северном Кавказе стали возникать краеведческие организации и объединения: клубы краеведов, «красных следопытов», секции ветеранов революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Вся работа краеведов-общественников проводилась на базе музеев, изучалась история населенных пунктов, промышленных предприятий, колхозов, совхозов, школ. Но собранные материалы по историческому и культурному наследию региона практически оставались рукописным наследием. Такие особенности краеведче- ского движения способствовали созданию на местах краеведческих музеев.
В изучении историко-культурного наследия народов Северного Кавказа важную организационную и научно-методическую роль сыграло Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (1966 г.), в том числе отделения, организованные в республиках Северного Кавказа. В этот период появились работы, посвященные музейному, археологическому и этнографическому краеведению, определившие основные направления исследований по данной тематике.
Особый научно-практический интерес представляют работы С. Б. Веселовского, Г. Н. Матюшина, Э. М. Мурзаева, которые разработали отдельные вопросы исторического краеведения советского периода [1] [10] [11] [12] [13]. В работах этих авторов краеведческое движение рассматривается как важная форма изучения историко-культурного наследия народов регионов страны, комплексно анализируются такие важные формы практического краеведения, как охрана памятников истории и культуры, музееведение, школьное краеведение и историко-краеведческий туризм.
В 1960–1970-е гг. новым направлением в области краеведения становятся школьные музеи. В работах исследователей А. Д. Маневского, З. А. Огризкова, Г. Ю. Элькина и др. особое внимание уделяется методике школьного краеведения, а также работе школьных музеев [9] [14].
Одновременно, работы по краеведческой библиографии исследователей А. В. Мамонтова, и Г. А. Озеровой показывают историю становления краеведения в отдельных регионах [7] [8] [15]. На этом этапе существенно обогатилась краеведческая литература, посвященная истории и культуре народов Северного Кавказа. Вместе с тем, в них главное внимание уделялось истории краеведческого движения 1917-1920-х гг.
В начале 1990-х годов заметно усилилась деятельность ученых-краеведов. Среди данных работ преобладали труды, посвященные историко-краеведческим исследованиям 1920-х – начала 1930-х гг.
Из академических исследований по истории, культуре, экономике и социальной географии Северного Кавказа следует отметить сборник документов и материалов «История Владикавказа» (1781-1990 гг.), в который включено более 300 документов по дореволюционному городу. В работе использованы также сборники «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах», «Осетия. Историко-этнографический справочник» [3] [16] [18].
Весомый вклад в изучение и популяризацию краеведческих материалов внесли исследователи Северного Кавказа: Г. Н. Волкова, В. А. Кузнецов, Н. А. Охонько, С.-С. С. Пешхоев, В. Т. Пивоваров, В. П. Пожидаев, В. Н. Ратушняк [2] [4] [17] [19] [20] [21] [22]. Перечисленные авторы достаточно подробно анализируют историко-культурное наследие народов Южного региона. Многие памятники истории и культуры стали предметом специальных исследований.
Заметный интерес для краеведческих изысканий представляют также региональные научно-справочные и научно-популярные издания, которые с разных позиций рассматривают объекты историко-культурного наследия народов Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского края, историю муниципальных районов, населенных пунктов, и др.
Особое место среди краеведческих изданий по истории и культуре Северного Кавказа 1960–1970-х годов занимают различные путеводители. Путеводители издавались в культурно-познавательных целях, но сыграли серьезную роль в развитии туристического краеведения и популяризации знаний о Южных регионах России. В указанных изданиях были проведены сбор и систематизация огромного количества краеведческого материала об объектах историко-культурного наследия научно-справочного характера.
В 1970-1980-х гг. краеведческая тематика внедряется в библиотечную сеть Северного Кавказа. Важнейшим результатом этой работы становится издание ретроспективных универсальных указателей краеведческой литературы.
В 1990-2000-х гг. на Северном Кавказе была развернута деятельность по созданию научно-справочных работ энциклопедического типа. Среди них: Адыгская (черкесская) энциклопедия, Адыгский топонимический словарь, Дигорско-русский словарь, Топонимический словарь Северного Кавказа и другие.
В результате проведенных краеведческих исследований было накоплено значительное количество материалов, описывавших отдельные стороны культурно-исторического процесса территории. Последний пример десятилетнего исследования, над которым работали 30 ученых из разных республик Кавказа, – это «Сводный словарь личных имен народов Северного Кавказа», изданный в 2012 г.
Уровень краеведческого движения нередко определяется интенсивностью издательской деятельности в области изучения Южного региона. Для краеведческих изданий последнего десятилетия характерны комплексные описания отдельных районов и населенных пунктов. Значительное место в них занимают проблемы изучения и охраны памятников истории и культуры, истории сел и городов, природы, вовлечения объектов наследия в хозяйственный оборот территории.
Другой разновидностью региональных краеведческих справочно-информационных изданий являются работы, посвященные видным представителям определенного народа, родившимся, проживающим или работающим на территории административнотерриториальных образований Южного региона России.
По инициативе общественных краеведческих организаций практически во всех регионах Юга России ежегодно организуют- ся олимпиады школьников и студентов вузов по краеведению.
Список литературы Культурное и природное наследие юга России как ресурс устойчивого развития территорий (по материалам краеведческих исследований)
- Веселовский С. Б. Топонимика на службе истории // Исторические записки. M.: Изд-во АН СССР, 1945. Т. 17. с.24-52
- Волкова Г. Н. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973.
- История Владикавказа (1781-1990 гг.). Сборник документов и материалов. Владикавказ: Адыгея, 1991.
- Кузнецов В. А. Введение в кавказоведение (историко-этнологические очерки народов Северного Кавказа). Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие имени В. А. Гассиева, 2004.
- Лунин Б. В. Новые пути Северо-Кавказского краеведения [Элек-тронный ресурс] // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/3/art.aspx?art_id=736 (дата обращения 13.09.17).