Культурный феномен саратовской гармоники в полиэтническом регионе Поволжья

Бесплатный доступ

Саратовская гармоника, в настоящее время широко распространенная в русской инструментальной традиции Поволжья, и у многих других народов данного региона предстаёт семантически ярким элементом национальной культуры. Широкой популярностью пользуется саратовская гармоника у казанских татар («тальян-гармун»), астраханских татар («саз»), калмыков («икел»), народов коми («саратовка гудок»), мордвы. Инструмент активно внедрился в древние обрядовые формы иных этнокультур, сохранив при этом свои музыкальные и конструктивные особенности. Исследование проведено при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда, номер проекта 07 - 04 - 18006 е.

Еще

Фольклор, традиционный инструментализм, саратовская гармоника, сохранение и преемственность национальных традиций, жанры свадебных наигрышей, древние обряды

Короткий адрес: https://sciup.org/148100367

IDR: 148100367

Список литературы Культурный феномен саратовской гармоники в полиэтническом регионе Поволжья

  • Астраханский областной государственный архив. -Ф. 32. Оп. 1. Ед. хр. 603. -Л.1.
  • Саратовский областной государственный архив. -Ф. 407. Оп. 2. Ед. хр. 877. Рукопись С.А.Щеглова. Вырезки из различных газет со стихотворениями, анекдотами и личными записями члена Саратовской архивной комиссии Щеглова С.А. -81 л.
  • Мирек А. … И звучит гармоника. -М.: 1979. -С. 23.
  • Народный термин «перебор» упоминает: Смирнов Б.Ф. Искусство сельских гармонистов/Под общ. Ред. СВ.Аксюка. -М.: 1959. -С. 7
  • Мехнецов А.А. Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья/Ред. И.С.Попова. -Вологда: 2005. -С. 123 -157.
  • Нигмедзянов М.Н. Народные песни волжских татар. Исследование. -М.: 1982. -С.116
  • Юнусова В.Н. Ислам -музыкальная культура и современное образование в России: Монография. -М: 1997. -С. 47.
  • Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья. -Казань: 2001. -С. 145 -147.
  • Песни Татарской Карагалы//Памятники татарского народного музыкально-поэтического творчества. -2-ой вып./Сост. и нот. транскр. Е.М.Смирновой и Н.Г.Гайнуллиной. Казанская конс. -Казань: 2007
  • Песни Астраханских татар//Памятники татарского народного музыкально-поэтического творчества. 1-ый вып./Сост. и нот. транскр. Е.М.Смирновой и Н.Г.Гайнуллиной. Казанская конс. -Казань: 2007.
  • Усманова А.Р. Этномузыкальные параллели Татр и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области. Дисс. … канд. иск. -Астрахань: 2008. -С. 91.
  • Песни Астраханских татар//Памятники татарского народного музыкально-поэтического творч… -С. 15.
  • Усманова А.Р. Этномузыкальные параллели Татр и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области. Дисс. канд иск. -Астрахань: 2008. -С. 135.
  • Нигмедзянов М.Н. Народные песни волжских татар. Исследование. -М.: 1982. -С. 117.
  • Усманова А.Р. Этномузыкальные параллели Татр и тюркских этнических групп … -С. 135.
  • Песни Татарской Карагалы//Памятники татарского народного музыкально-поэтического творч… -№ 84-а.
  • Трошин И. О калмыцком народном творчестве//О калмыцком народном искусстве. -Волгоград: 1967. -С. 29.
  • Фрэзэр Дж. Фольклор в Ветхом Завете. -М.: 1990. -С. 486.
  • Бадмаева Г.Ю. Межкультурное взаимодействие в традиционном музыкальном инструментарии калмыков//Музыковедение. -2006. -№ 4. -С. 32.
  • Мациевский И.В. Гармоника в системе традиционной музыкальной культуры//Гармоника: история, теория, практика. Матер. Межд.научно-практич.конф./Ред.-сост. А.Н.Соколова. -Майкоп: 2000. -С. 14.
  • Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. -М.: 2006. -С. 86.
Еще
Статья научная