Методика применения средств классического танца для развития координационных способностей студентов

Бесплатный доступ

Проведен анализ и обобщен практический опыт по физической подготовке студентов в условиях вузов, и на этой основе составлена методика развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой с применением средств классического танца. Доказана эффективность реализации экспериментальной методики.

Средства, классический танец, студенты, методика

Короткий адрес: https://sciup.org/14263850

IDR: 14263850

Текст научной статьи Методика применения средств классического танца для развития координационных способностей студентов

В процессе физического воспитания студентов пока не получили широкого применения средства танцевальной направленности, а также отсутствует научное обоснование их приме-

нения на занятиях физической культурой. Имеющиеся доказательства эффективности хореографической подготовки в формировании двигательных навыков и координационных способностей в физической культуре и спорте пока не дали возможности включить их в программы организации занятий физической культурой студентов в условиях высших учебных заведений.

В этой связи возникает необходимость поиска новых средств и педагогических подходов и создания на этой основе новых методик повышения эффективности развития физических способностей студентов как фактора формирования двигательной компетентности в будущей профессиональной деятельности.

Среди различных форм двигательной активности, на наш взгляд, средства классического танца заняли бы достойное место в процессе физического воспитания студенческой молодежи.

Классический танец (КТ) – определенный вид хоре- ографической пластики, который представляет собой четко отработанную систему движений. Термин «классический танец» возник в России в конце XIX века в результате обособления отдельных видов танца – народно-характерного, бытового и т. д. КТ не дублирует устную речь, а «говорит» своим языком, своей речью (выразительными движениями). Знаки (движения) в школе КТ – это канонизированные, установленные программой движения КТ, которые изучаются в хореографических школах, училищах, институтах. Из этих знаков (движений) слагается язык КТ. А каждый язык, созданный для общения и передачи информации, есть наука [3]. Есть существенная особенность в овладении таким языком: чело- век, занимающийся КТ, должен обладать высоким уровнем координационных способностей (устойчивость, вращения, равновесие) и физическими качествами (гибкость, выносливость, сила). КТ «воспитывает» тело.

Основы развития координации движений в хореографии заложены в методических изданиях по КТ, являются фундаментом всего многообразия танцевального искусства [1, 2, 4].

Все это позволяет сделать вывод о том, что успешное физическое воспитание студентов в условиях вузов зависит не только от регулярных посещений занятий, но и от разработки и использования привлекательных, инновационных методик. В этом смысле, на наш взгляд, классические танцы являются уникальным средством воспитания физического совершенствования студентов.

Цель исследования – теоретическое и практическое обоснование содержания методики развития ко- ординационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.

База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» на различных факультетах. В опытно-поисковой работе приняли участие 174 студента 2 курса в возрасте 17-19 лет.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ документации; педагогическое тестирование; методы оценки функциональных возможностей организма; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты исследования . Экспериментальная методика развития координационных способностей на основе применения средств классического танца представлена в таблице. Разработанная методика развития координационных способностей (КС) с использованием средств классического танца включает средства и методы, направленные на развитие у студентов способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, а также дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Эти качества основываются преимущественно на проприоцептивной, кинестетической и сенсомоторной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия в классическом танце имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и другие сенсорные системы).

Точность любого двигательного действия зависит от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать, различать изменения в движениях по пространственным и временным параметрам хорошо тренируется. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения, но и они достигают более высокого уровня при занятии студентов специальными упражнениями на соразмерность движений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий.

В плане-графике реализации экспериментальной методики представлено количество занятий в рамках факультатива в общем объёме за год (136 часов). Пульсовая напряженность реализации учебного материала на занятиях определялась в зависимости от направленности занятий, которая включала адаптивную, втягивающую, тренирующую и оздоровительную направленность. Функциональная активность студентов на занятиях контролировалась с применением классификации нагрузок по интенсивности, предложенной М. Я. Набатниковой: первая зона – при показателях ЧСС 91-130 уд/мин, вторая зона – при ЧСС 131-155 уд/ мин, третья зона – при ЧСС 156-175 уд/мин, четвертая зона – при ЧСС свыше 176 уд/мин. В начале и в конце года проводилось тестирование показателей, харак- теризующих уровень развития координационных способностей и общей физической работоспособности. В практических занятиях в течение года использовались танцевальные, растягивающие и акробатические упражнения из элементов классического танца: группа приседаний, группа махов (батманов), группа прыжков и группа вращений, связующих движения. По мере освоения элементов классического танца применялись элементы классического танца на полной стопе и на полупальцах с открытыми и закрытыми глазами.

Совершенствование пространственной точности движений происходит по строгим и точным правилам в трехмерном пространстве, где обучаемый в момент выполнения движения сам может получить срочную реальную информацию по результату точности выполненного задания и творчески подойти к освоению техники движения. Совершенствование силовой точности движений в нашем примере предполагает развитие способности оценивать и дифференцировать степень мышечных усилий, расслаблений, напряжений определенными группами мышц, преодолевать скованность в основном двигательном арсенале человека в трехмерном пространстве.

Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применялись задания по многократному воспроизведению двигательных элементов определенной величины мышечного усилия в различных угловых и темповых регистрах движений комплекса средств для развития координационных способностей (КС) студентов.

При таком подходе к занятиям в процессе обучения силовой точности движения студенты сами контролируют степень мышечных усилий, моментально получают срочную информацию и творчески управляют процессом затрат по выполнению упражнений. Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувства времени» – это означает умение тонко воспринимать временные параметры в любых профессиональных и жизненных ситуациях, что создает возможность распределять свои действия в строго заданное время и развивать скоростные двигательные (сенсомоторные) качества.

Занимающиеся при освоении двигательной техники комплекса упражнений по развитию КС одновременно осваивают временную точность движений в четырех темповых двигательных регистрах: в медленном, среднем, быстром и максимально быстром темпе. Это способствует эффективному развитию временной точности движений. Совершенствование статического и динамического равновесия происходит в процессе развития КС и физических качеств студентов специальным комплексом специальных упражнений, где выполняются движения основополагающего двигательного арсенала (набора) человека в статике и динамике. По-зностатическое равновесие: правильная осанка тела; сохранение позы правильной осанки с введением определенных позиций ног и движений ног, корпуса, рук, головы в пространстве и точном самоконтроли-

Примечание: СРС– самостоятельная работа студентов.

руемом процессом управления с открытыми глазами в начале обучения и закрытыми после освоения упражнения; уменьшение площади опоры; удлинение времени сохранения равновесия; введение неустойчивых позиций ног (опоры) с выполнением разнообразных комбинаций движений ног, корпусом, головой, руками; исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору. Динамическое равновесие: упражнения для тренировки вестибулярного анализатора – прыжки со сменой позиций ног с приземлением на две и одну ногу и без смены позиций ног; прыжки с угловыми отклонениями ног и сложными координационными динамическими движениями; вращения в вертикальной оси не отрываясь от пола на двух ногах, одной; вращения в вертикальной оси в прыжке с двух ног на две; вращения – перевороты через голову вперед, назад; вращения колесом во фронтальной плоскости вправо, влево; исключение зрительного анализатора при выполнении движений происходит по принципу от простого к сложному со страховкой и самостраховкой.

Специальный комплекс упражнений КТ учитывает развитие уровня координационной, физической, специальной прикладной подготовленности. С его помощью можно развивать устойчивость тела в сложных динамических перемещениях, устойчивость организма к воздействию неблагоприятных вегетативных факторов (головокружение, потеря равновесия, рвота и т. п.); в профессиональной деятельности противостоять укачиванию во время перемещений по пересеченной местности, выполнять задания двигательного характера при плохой видимости – в тумане, в ночное время суток и т. д.

Из огромного набора элементов КТ мы сочли возможным включить в нашу программу следующие наиболее важные упражнения: 1) приседание; 2) выдвижение прямой ноги по полу; 3) резкое движение вытянутой ноги на 45о; 4) движение вытянутой ногой по кругу по полу; 5) мягкое, тающее движение ногой; 6) круговое движение вытянутой ногой на высоте 90о; 7) проходящее движение ногой; 8) поднимание ноги на 90о и выше (медленно); 9) бросок (мах) вытянутой ногой на 90о и выше; 10) растяжки для ног, корпуса.

В разработанной системе движений важное место занимают прыжки: 1) с вытянутыми ногами без смены ног в позиции и со сменой; 2) с переходом ног с III во II позицию стоп ног, и обратно, в исходную позицию; 3) прыжок с резким выбросом ноги в любую сторону и возвращением ее в исходную позицию в момент приземления; 4) маленький прыжок с одной ноги на другую через резкий выброс работающей ноги через; 5) большой прыжок с одной ноги на другую с махом прямой ноги на 90о; 6) прыжок с проходящим движением работающей ноги по вытянутой опорной ноге; 7) прыжок с резким разведением ног в противоположные стороны (в шпагат); 8) перекидной прыжок.

Неотъемлемыми компонентами нашей методики являются вращения: на двух ногах и одной, не отры- ваясь от пола; в прыжке со сменой и без смены позиций ног – выполняется вправо, влево на 180-360-720о; кувырки по полу вперед, назад; колесо – вправо, влево. Все движения выполняются с движениями рук, ног, корпуса, головы по строгим правилам основ КТ в статике и динамике. По мере освоения точности в управлении движениями КТ обучающихся тренируют в сложных условиях ускоренного темпа (4 варианта) с открытыми и закрытыми глазами. Занятия со студентами по разработанной нами экспериментальной программе проводились на середине зала, отвергая общепринятую установку начинать урок классического танца у опоры (у станка, стенки и т. д.).

В отличие от профессионалов, все упражнения экспериментального комплекса средств хореографии выполнялись по полувыворотным позициям ног. Этим компенсируется неоправданный риск получить травму во время занятий по непривычным для студентов позициям, которые осваиваются в детском возрасте, когда суставы и мышцы еще не приобрели крепкую, неподатливую к растяжкам структуру и, в то же время, освоить двигательный и координационный потенциал, заложенный в уникальной системе профессиональной хореографии.

На первом этапе упражнения экспериментального комплекса выполнялись на всей стопе, но по мере освоения техники движений вводился подъем на полупальцы, при этом первая половина упражнения исполнялась на всей ступне, а вторая – на полупальцах, позже полностью на полупальцах. Когда достигалось значительное освоение программы занятия, осуществлялся целенаправленный переход исполнения правильно освоенных движений с закрытыми глазами, руководствуясь основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от легкого к трудному.

Все вводные упражнения выполняются в медленном темпе с постепенным ускорением до нормально-удобного с учетом оптимальной индивидуальной подготовленности всей группы студентов; к ним относятся упражнения: ходьба на полупальцах, в приседе, быстрым шагом с вытягиванием носка стопы, перекатным шагом, пружинным и т. д. с движениями рук, корпуса, головы в вольном стиле исполнения и легкой физической напряженности с потягиванием; в основной части тренинга мы рекомендуем упражнения, обеспечивающие обучение движеням опорно-двигательного аппарата (ног, корпуса и движений головы, глаз) до высокого уровня совершенства в технике управления движениями с открытыми и закрытыми глазами в пространстве и времени, воспитание физических, моральных и волевых качеств. К ним относятся группа приседаний, махов ног (батманов) от простого к сложному, растяжки для ног, рук, корпуса, связующие движения, включая разнообразные элементы галопа, шоссе (скользящие движения), вальса (вращающийся переход), балансе (переход покачиваясь), группа прыжков от простого к сложному и вращений с элементами акробатики; в заключительной части занятия следует давать упражнения на внимание и «тонкую» координацию управления равновесием с открытыми и закрытыми глазами: в динамике (поворот цепочкой) в быстром темпе с переходом к медленному вращению, перевод рук (пор де бра) с различными перегибаниями корпуса на двух и одной ноге, растяжки для рук, ног, корпуса.

Как показали наши исследования, студенты с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с хореографическими экспериментами и вспомогательными упражнениями, а также в перерывах на занятиях по общеобразовательным и специальным предметам во время валеологических пауз.

Первое занятие студентов начинается со знакомства с положением тела в пространстве. А. Я. Ваганова предложила разграничить площадь класса, где проводятся занятия КТ, геометрическими точными ориентирами, по которым занимающийся должен четко направлять положение своего тела, установить правила выполнения всех движений классического танца (во фронтальной, сагиттальной плоскости и по диагоналям).

После этого изучается правильное положение тела в пространстве – осанка, позиции ног, рук, и только затем приступают к освоению элементов разминки, приседаний (плие), махов (батманов), связующих движений, прыжков (элевация) и элементов вращений и акробатики. Заканчивать каждое занятие следует движением рук с перегибанием корпуса (пор де бра) в медленном темпе с целью привести все функции организма в спокойное состояние с элементами расслабления всех мышц опорно-двигательного аппарата.

Оценка результатов эксперимента проводилась по полученным значениям показателей развития КС, влияющим на прирост физических данных и качественно дополняющим физическую подготовку, составляющую индивидуальную подготовленность студентов.

Заключение. Сравнительный анализ показал мобильность применения специальных средств и методов хореографии и танцев по основополагающим двигательным способностям. Если студенты, занимающиеся физкультурно-спортивным комплексом средств по программе физического воспитания в показателях ПКСи в среднем имели величину отклонений от точности воспроизведения задания 24,89 мм, то у представителей экспериментальной группы ошибка составила 13,90 мм (р< 0,01). Данное обстоятельство подтверждает эффективность использования средств хореографического тренинга в развитии этого звена двигательной системы человека. В ПКСо с открытыми глазами – привычном способе управления движениями в пространстве, средняя величина отклонений по точности координации у студентов составила 17,77 мм, у студентов, включающих в занятия комплекс элементов хореографии и КТ (экспериментальная группа), – 10,48 мм при различии 69,56 % (р< 0,001).

Уровень ошибки в ПКСз (с закрытыми глазами) – самом сложном варианте координации без зрительного контроля, дающего информацию о способности управлять движениями, в основном, за счет активности функций двигательного и вестибулярного анализаторов, у студентов КГ составил 26,02 мм, у студентов экспериментальной группы (ЭГ) – 14,91 мм, т. е. более точными в 74,51 % случае были те, кто использовал средства хореографии и классического танца (р< 0,001). Аналогичные данные получены и по другим исследуемым параметрам, что говорит о высокой эффективности применения средств и методов, включенных в экспериментальную программу.

Статья научная