Международное сотрудничество России по исполнению уголовных наказаний

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам международного сотрудничества России в сфере исполнения уголовных наказаний в историческом аспекте. Особое внимание уделяется формам, путям и средствам международного сотрудничества в уголовных делах, связанных с экстрадицией, различными формами содействия в области расследования преступлений и судебных мер, включая судебные поручения, выполнение судебных приказов и вручение протоколов судебных решений, дачу свидетельских показаний в других странах, передачу судопроизводства, передачу заключенных-иностранцев и приведение в исполнение приговоров за границей, а также осуществление надзора за условно освобожденными лицами в других странах.

Еще

Формы, средства и пути международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний

Короткий адрес: https://sciup.org/147201957

IDR: 147201957

Текст научной статьи Международное сотрудничество России по исполнению уголовных наказаний

История международного пенитенциарного сотрудничества охватывает довольно длительный период. В Европе в начале XVII в. возникла потребность в обмене информацией по вопросам пенитенциарной политики. Этому способствовали научные воззрения таких ученых, как Д. Говарда и И. Бентама. В середине ХIХ в. необходимость в международном сотрудничестве в мире стала неотъемлемой частью государственной политики многих государств.

Важной формой сотрудничества в области пенитенциарного права стали международные тюремные конгрессы, на которых принимались международные акты по совершенствованию пенитенциарного дела. На стыке XIX и XX вв. во многих государствах наряду с широким распространением гуманистических, демократических идей наступил период интенсификации производственных отношений, усиления эксплуатации, массового обнищания и др., что привело к необходимости защиты прав и свобод наемных рабочих и социальной помощи

––––––––––––

малоимущим, нищим, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в специальной социальной поддержке, опеке и защите. Особым объектом внимания международной юстиции явились осужденные как одна из наименее защищенных групп населения. Стало необходимым соблюдение и обеспечение прав заключенных в местах лишения свободы. Наиболее плодотворно данная деятельность активизировалась под эгидой ООН.

В соответствии с Руководящими принципами в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий, принятому на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа – 6 сентября 1985 г.) были разработаны формы международного сотрудничества, согласно которым следует упростить и повысить эффективность путей и средств международного сотрудничества в уголовных делах, связанных с экстрадицией, различными формами содействия в области расследования преступлений и судебных мер, включая судебные поручения, выполнение судебных приказов и вручение протоколов судебных решений, дачу свидетельских показаний в других странах, передачу судопроизводства, передачу заключенных-иностранцев и приведение в исполнение приговоров за границей, а также осуществление надзора за условно освобожденными лицами в других странах. Чтобы и далее содействовать более широкому использованию таких механизмов во всех странах, максимально повышая при этом эффективность международного сотрудничества в борьбе с преступностью, Организации Объединенных Наций следует разработать соответствующие типовые документы для использования заинтересованными странами и вносить вклад в разработку всеобъемлющих региональных соглашений.

Кроме того, необходимо предпринять усилия в направлении укрепления существующих механизмов международного сотрудничества между различными учреждениями систем уголовного правосудия в целях ведения борьбы с преступностью на международном уровне.

Международные формы сотрудничества России по вопросам исполнения уголовных наказаний имеют также давнюю историю. Так, в 1878 г. Россия вступила в члены Международной пенитенциарной комиссии, организованной на Стокгольмском конгрессе. Даже такие страны, как США и Великобритания, к тому времени не были ее членами. Россия, например, в ряду пенитенциарных средств, побуждающих арестантов к исправлению, взяла на вооружение методику применения наград и дисциплинарных наказаний, в зависимости от установления цели и задач тюремного заключения ставилась задача исправления преступника, его перевоспитания [3]. Таким образом, в ХIХ и начале ХХ в. в России применялись не только карательнорепрессивные меры, но и активно изучался и обобщался отечественный и зарубежный опыт в области исполнения уголовного наказания. В советский период активно изучался опыт исполнения наказаний в странах социализма и других странах.

За последние годы Россией предприняты значительные усилия по развитию международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний. Сложившаяся система сотрудничества стала эталоном подражания для других стран. Ю. Чайка считает: «Проведению преобразований в уголовно-исполнительной системе также весьма способствует атмосфера взаимного доверия и сотрудничества, сложившиеся в отношениях с Советом Европы. Сотрудничество с его рабочими органами началось в рамках утвержденной Президентом Российской Федерации Программы совместных действий России и Совета Европы. Действует совместная программа Европейской комиссии и Совета Европы по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека, реформе правовой системы в Российской Федерации, один из разделов которой посвящен вопросам реформы российской уголовно-исполнительной системы. Создана Руководящая группа экспертов России и Совета Европы по реформированию российской уголовно-исполнительной системы, мандат которой предусматривает анализ российского законодательства и практики в области исполнения наказаний в виде лишения свободы, выработку рекомендаций по развитию УИС, определение приоритетных направлений работы. Отдавая должное усилиям российского Правительства по реформированию пенитенциарной системы, Совет Европы высоко оценил работу по достижению позитивных изменений» [5].

Международное сотрудничество российской Федеральной службы исполнения наказаний осуществляется по двум направлениям:

1 . С международными организациями и учреждениями: –    Европейским комитетом по предупреждению пыток; –    Европейским судом по правам человека; –    Международным комитетом Красного Креста; –    Руководящей группой экспертов Совета Европы и России по реформированию УИС; –    между следственными изоляторами Москвы и тюрьмами Англии и Северной Ирландии; –    Международным центром тюремных исследований Лондонского Королевского университета (МЦТИ) и др. 2 . С неправительственными учреждениями и организациями: –    Центром содействия правосудию общественного фонда «ИНДЕМ»; –    «Врачи без границ» (MSF) (Голландия); –    «СПИД Фонд Восток-Запад»; –    Международной тюремной реформой (РRI); –    Институтом «Открытое общество» – Фонд Сороса; –    Ассоциацией «Врачи мира» (Франция); –    Международной ассоциацией тюремных капелланов (IPCA); –    Союзом визитеров тюремной службы Великобритании; и др.

Начиная с 2000 г. Россия совместно с общественной организацией « Международная тюремная реформа» (РRI) и др. решает задачу сокращения применения наказаний в виде лишения свободы за счет расширения и более эффективного использования альтернативных санкций, совершенствования форм и методов деятельности уголовно-исполнительных инспекций и создания условий для реализации программы обязательных работ.

Министерство юстиции России поддерживает постоянные контакты с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

(ЕКПП). Начиная с 1998 г. организовано 11 визитов ЕКПП в Российскую Федерацию, в ходе которых проверялись условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных практически во всех регионах страны. Организуются визиты в подразделения уголовно-исполнительной системы докладчиков Комиссии парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по мониторингу. Работа по реформированию системы и обеспечению прав граждан в местах лишения свободы получила высокую оценку с их стороны.

В значительной степени повысился интерес международных организаций к проводимым преобразованиям, изучению российского опыта. По приглашению руководства Совета Европы в декабре 2002 г. в Страсбурге состоялась пресс-конференция о результатах работы по реформированию уголовно-исполнительной системы Минюста России, положительные изменения высоко оценили на 13-й Конференции руководителей пенитенциарных администраций стран – членов Совета Европы. Впервые в истории палата лордов Парламента Великобритании пригласила представителей Минюста выступить с докладом об основных направлениях реформирования пенитенциарной системы. Всемирным банком Минюст России выбран экспертом в вопросах реформирования пенитенциарных систем [5].

В целях контроля за выполнением обязательств, взятых Россией в связи с вступлением в Совет Европы в 1996 г., была осуществлена работа по допуску к деятельности в России по исполнению уголовных наказаний, особенно в отношении осужденных, изолированных от общества, международных гуманитарных организаций, в числе которых важную роль играет Международный комитет Красного Креста (МККК). Международный комитет Красного Креста является нейтральной и независимой организацией, представительства которой работают в 50 странах. Его деятельность регламентирована Мандатом Женевских конференций 1949 и 1977 гг., а также указаниями

Генеральной прокуратуры России от 19.04.2000 г. №17-5/105-2000 и ГУИН Министерства юстиции России от 31.03.2000 г. №18/6/3-103. Одной из приоритетных задач МККК является обеспечение уважения физической и моральной неприкосновенности всех лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, т.е. выполнение рекомендаций международных норм и европейских стандартов по вопросам обращения, размещения, содержания, реализации прав, свобод и законных интересов лиц, обвиняемых, подозреваемых и виновных в совершении преступлений.

В соответствии с указанными нормами делегациям МККК в России предоставлено право посещать лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России исключительно в гуманитарном плане: по вопросам соблюдения прав человека, изолированного от общества, обеспечения достаточного жизненного уровня, включая питание, одежду и жилище. Помещения, в которых размещаются осужденные, должны отвечать всем санитарным нормам и требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию. Кроме этого, на МККК возлагается: проверка условий охраны здоровья осужденных, условий их содержания, порядка поддержания дисциплины в учреждениях ФСИН и применения дисциплинарных мер взыскания к нарушителям; вопросы контактов осужденных с внешним миром; вопросы перемещения осужденных по основаниям, предусмотренным ст. 73 УИК РФ (по состоянию здоровья, их личной безопасности) [2].

Экстрадиция – это международное сотрудничество в направлении выдачи запрашиваемой стороне преступника для отбывания наказания в другой стране. Как правило, из России выдаче на законных основаниях подлежат иностранные граждане. Основанием для выдачи лица для уголовного преследования либо дальнейшего отбы- вания наказания является наказуемость деяния, в связи с совершением которого предполагается выдача по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон на срок не менее одного года лишения свободы (ст. 2 Европейской Конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. и ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.). По мнению Р. Адельханяна и А. Наумова, в настоящее время не решен вопрос о выдаче запрашиваемой стороной лица, преследуемого по законам запрашивающей стороны за соответствующее преступление при отягчающих (квалифицирующих) обстоятельствах, тогда как в УК РФ в том же составе преступления такие отягчающие (квалифицирующие) обстоятельства отсутствуют и, следовательно, при отсутствии других отягчающих обстоятельств соответствующее преступление квалифицируется как совершенное без этих обстоятельств. Этот пробел в законодательстве можно преодолеть путем последовательного толкования ряда норм российского законодательства и международно-правовых актов об экстрадиции [1].

Правовое сотрудничество государств должно способствовать интересам правосудия и возвращению отбывающих уголовное наказание лиц к нормальной жизни в обществе. Процесс реабилитации будет более эффективным и быстрее достигнет результата, если осужденный отбывает наказание в стране своего гражданства или постоянного места жительства.

По международным нормам государства-участники, именуемые Сторонами, обязуются по запросу передавать друг другу лиц, осужденных к лишению свободы за преступление, совершенное на территории России, и являющихся гражданами другой Стороны для отбывания наказания.

Некоторые соглашения равно применяются к лицам независимо от их гражданства, имеющим постоянное место жительства на территории запрашиваемой Стороны.

Компетентным органом исполнения международных соглашений о передаче осужденных со стороны Российской Федерации является генеральная прокуратура Российской Федерации, которая в координации с Минюстом России, во взаимодействии со структурными управлениями МИД, МВД и другими федеральными министерствами и ведомствами подготавливает соответствующие материалы и осуществляет фактическую передачу преступника [3].

Список литературы Международное сотрудничество России по исполнению уголовных наказаний

  • Адельханян Р.А., Наумов А.В. Актуальная проблема экстрадиции//Государство и право. 2004. №10. С. 73-74.
  • Демченко В. Как взаимодействовать с МККК//Преступление и наказание. 2001. №7. С. 45-46.
  • Ерохин В. Передача осужденных иностранцев на родину для дальнейшего отбывания наказания//Рос. юстиция. 1999. №8. С. 35-36.
  • Труды пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества. СПб., 1890. 214 с.
  • Чайка Ю. Курс -на социальную реабилитацию//Преступление и наказание. 2004. №4. С. 5-8.
Статья научная