Мифопоэтика "сибирского" хронотопа в романе К. Ярмыш "Невероятные происшествия в женской камере № 3" как нарративном палимпсесте
Автор: Толстошеева Дарья Борисовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Нарратология
Статья в выпуске: 1 (64), 2023 года.
Бесплатный доступ
Применение категории нарративного палимпсеста позволяет увидеть, насколько смысл литературного произведения определяется его ориентацией на классическую традицию. В некоторых случаях такое влияние может быть определяющим. Палимпсестная природа произведения проявляется на разных уровнях его структуры - в числе прочего, и на уровне пространственно-временной организации текста. Каким образом это происходит, исследуется в данной статье на материале романа К. Ярмыш «Невероятные происшествия в женской камере № 3» - «тюремная» тема, заявленная в заглавии, ясно дает понять, насколько важны в тексте будут хронотопические характеристики. Примечательно, что хронотоп Сибири как лиминального пространства, страны вечной зимы и ночи, населенной хтоническими божествами, где происходят экзистенциальные испытания попавшего туда человека, в исследуемом произведении напрямую почти не воспроизводится - сюжет разворачивается летом в Москве. Но косвенно, пунктирно - в воспоминаниях (с юности она привыкла думать о Сибири как о месте, закрытом взгляду постороннего, мифическом, легендарном) и снах главной героини - он, несомненно, присутствует, актуализируясь именно после ее попадания под стражу. Это особенно заметно при наложении отдельных участков текста на аналогичные участки текстов-предшественников, в качестве которых выступают самые известные в русской литературе произведения на тему отбывания наказания: «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого и «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
Палимпсест, хронотоп, мифопоэтика, тюрьма, сибирь, ярмыш
Короткий адрес: https://sciup.org/149142778
IDR: 149142778 | DOI: 10.54770/20729316-2023-1-43
Список литературы Мифопоэтика "сибирского" хронотопа в романе К. Ярмыш "Невероятные происшествия в женской камере № 3" как нарративном палимпсесте
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
- Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 3. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. 510 с.
- Солженицын А.И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 1. М.: Время, 2007. 672 с.
- Толстой Л Н. Собрание сочинений: в 22 т. Т. 13. М.: Художественная литература, 1983. 485 с.
- Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. СПб.: Искусство-СПБ, 2003. 616 с.
- Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. М.: Академия, 2009. 336 с.
- Тюпа В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 27-35.
- (а) Тюпа В.И. Нарративный палимпсест // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении. Коллективная монография / под ред. В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2014. С. 270-308.
- (b) Тюпа В.И. Палимпсестное прочтение художественного текста // «Учености плоды»: к 70-летию профессора Ю.В. Шатина: сборник научных трудов / под ред. С.Ю. Корниенко и Н.О. Ласкиной; Новосибирск: НГПУ, 2014. С. 10-23.
- ШатинЮ.В. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в русской исторической беллетристике первой половины XIX века. Новосибирск: Открытая кафедра, 2018. 96 с.
- Шатин Ю.В. Минея и палимпсест // Ars interpretanda сборник статей к 75-летию Ю.Н. Чумакова: Новосибирск: СО РАН, 1997. С. 221-233.
- Ярмыш К. Невероятные происшествия в женской камере № 3. М.: АСТ; CORPUS, 2021. 448 с.