Мотив иконы в повести протоиерея Николая Агафонова «Стояние»
Автор: Леонов Иван Сергеевич, Вальчак Дорота
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 1 т.20, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию роли мотива иконы в повести протоиерея Николая Агафонова «Стояние». Рассматриваются черты произведения, которые позволяют отнести его к православной художественной прозе: духовная эволюция героев, поиск Творца, обращение к Церкви, нравственный кризис и его преодоление. Кроме того, анализируется способ изображения автором чуда, а также широкий спектр реакций на него персонажей-свидетелей произошедшего. «Куйбышевское» чудо рассматривается в историко-культурном и литературном контекстах: исследуются черты эпохи, устанавливается связь между «Стоянием» Н. В. Агафонова и другими художественными произведениями, посвященными указанному событию. Отмечается также несомненное идейное и художественное сходство между присутствующим в данном произведении описанием стояния Зои и византийскими и древнерусскими преданиями о наказании иконоборца или кощунственника чудотворной иконой. В результате исследования авторы приходят к выводу, что мотив иконы в произведении тесно связан с мотивами физического и духовного исцеления, спасения человеческой души, соединения ее с Творцом. В повести возникает мотивный комплекс молитва / стояние, а само стояние рассматривается как искренняя, хотя и бессловесная, молитва, обращенная к Богу и способная положить начало внутреннему преображению человека. В этом смысле случай, произошедший с девушкой, воспринимается не столько как наказание за грех кощунства, но, в первую очередь, как призыв Спасителя к покаянию, адресованный как к Зое, так и многочисленным свидетелям произошедшего. Образная система повести включает персонажей, готовых воспринять этот призыв и встать на путь духовной эволюции, а также лиц, не способных на пересмотр собственного материалистического мировоззрения.
Православная художественная проза, миссионерская проза, протоиерей николай агафонов, повесть, мотив, икона
Короткий адрес: https://sciup.org/147236202
IDR: 147236202 | DOI: 10.15393/j9.art.2022.10283
Список литературы Мотив иконы в повести протоиерея Николая Агафонова «Стояние»
- Бойко С. С. Книги для бессмертных: теоцентричная проза православных писателей XX–XXI вв. М.: РГГУ, 2021. 341 с.
- Вальчак Д. Символ «религиозных предрассудков» в советском обществе. Мотив иконы в повести В. Ф. Тендрякова «Чудотворная» // Art Logos. 2021. № 2. С. 104–112.
- Игнашов И. Стояние Зои (1956 год): То ли быль, то ли небыль // Самарские судьбы. 2010. № 8. С. 26–35.
- Каплан В. Иерейская проза. Станет ли она литературным явлением? [Электронный ресурс]. URL: http://foma.ru/ierejskaya-proza.html (30.08.2021).
- Кононенко Ю. Феномен «священнической прозы» [Электронный ресурс]. URL: http://dm-jurevch-67.livejournal.com/52847.html (28.07.2021).
- Краснякова М. С. Современная православная проза: генезис, основные мотивы, типология сюжетов: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2016. 204 с.
- Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. «Зоино стояние» — семиотика мифологического нарратива // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 8–21.
- Леонов И. С. Православная художественная проза XXI века: типология и поэтика: дис… д-ра филол. наук. Волгоград, 2019. 388 с.
- Леонов И. С., Вальчак Д. Мотив иконы в повести Бориса Спорова «Монах-спаситель» // Вестник славянских культур. 2020. № 58. С. 245–257.
- Леонов И. С., Корепанова В. А. Поэтика православной прозы XXI века. Ярославль: Ремдер, 2011. 122 c.
- Ломоносов М. Д. Приемы и методы атеистической пропаганды в системе образования при Н. С. Хрущеве (1954–1964) // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов научно-практических конференций. Владимир, 2019. С. 2170–2176.
- Петров Н. В. «Зоино стояние»: фольклорный сюжет и социальная реальность // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3. C. 112–125.
- Пращерук Н. В. Современная православная проза: жанровый и аксиологический аспекты // Духовная традиция в русской литературе. Сб. науч. ст. / научн. ред., сост. Г. В. Мосалева. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. С. 502–513.
- Пращерук Н. В. Современная духовная проза: традиции, смыслы, поэтика: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 2018. 116 с.
- Jewdokimow D. Człowiek przemieniony: Fiodor M. Dostojewski wobec tradycji Kościoła Wschodniego. Poznań: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza, 2009. 238 s.
- Phillips A. “You will not be able to put it down”. A review of “Everyday Saints” by Archimandrite Tikhon (Shevkunov) [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/56393.html (09.08.2021).
- Sulikowska-Gąska A. Spory o ikony na Rusi w XV i XVI w. Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego, 2007. 324 s.
- Wegnerska B. Prawosławie rosyjskie w kontekście prozy emigranta I fali uchodźctwa rosyjskiego Borysa Zajcewa. Warszawa: Wydawnictwo Adam Marszałek, 2009. 232 s.
- Zywert A. Czytając Rosję. Współczesna proza rosyjska w Polsce. Wybrane zagadnienia // Acta Neophilologica. XVII (2). 2015. C. 185–195.