"Не нарушить пришел я, но исполнить": фундаменталистская событийность в рассказе И.Э. Бабеля "Пробуждение"
Автор: Танхилевич Александр Борисович
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Нарратология
Статья в выпуске: 1 (64), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется парадоксальная событийность в рассказе Бабеля «Пробуждение», где событие дано как нарушение одной традиции / нормы во имя исполнения другой, более глубокой или истинной. Основой для этой событийности объявляется прецедентная картина мира. Прослеживается связь событийности «Пробуждения» с событийностью в других рассказах Бабеля. Делается вывод о том, что отдельные признаки события в «Пробуждения» крайне типичны для бабелевского творчества, но сочетание их в рассказе уникально. Ставится вопрос о типологии и генезисе такого события. Вводится понятие «фундаменталистской» событийности с опорой на определение фундаментализма, данное Г.С. Померанцем: «революционное отрицание испорченной традиции во имя идеала древней простоты». Обнаруживается типологическое сходство картин мира в религиозных учениях, имеющих признаки фундаментализма, и в «Пробуждении». Делается вывод, что в «Пробуждении» этот (очень распространенный, но никак не универсальный) способ мыслить событие нетривиально реализуется на «нетипичном» для него материале - секулярном и партикулярном, без присущего фундаменталистскому мировоззрению религиозного или социального пафоса. Ставится вопрос о необходимости изучения «фундаменталистской» событийности как особой формы на широком литературном материале.
Событие, событийность, фундаментализм, бабель, рассказ, «пробуждение», традиционализм, диегетическая картина мира, прецедентная картина мира
Короткий адрес: https://sciup.org/149142775
IDR: 149142775 | DOI: 10.54770/20729316-2023-1-30
Список литературы "Не нарушить пришел я, но исполнить": фундаменталистская событийность в рассказе И.Э. Бабеля "Пробуждение"
- Алиханова Ю.М. Бхакти // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под общ. ред. М.Ф. Альбедиль и А.М. Дубянского. М.: Республика, 1996. С. 94-101.
- (а) Бабель И. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: ТЕРРА, 1996. 487 с.
- (b) Бабель И. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: ТЕРРА, 1996. 632 с.
- Бабель И.Э. Конармия. М.: Наука, 2018. 470 с.
- Бубер М. Хасидские истории. Первые учителя. М.; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2006. 523 с.
- Вайскопф М. Между огненных стен. М.: Книжники (Чейсовская коллекция), 2017. 494 с.
- Гараджа В.И. Реформация // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2010. С. 451-453.
- Гуревич П.С. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 154-162.
- Жолковский А.К., Ямпольский М.Б. Бабель. М.: Carte Blanche, 1994. 446 c.
- Ли С.Е. Поэтика циклов И.Э. Бабеля «Конармия» и «Одесские рассказы»: дис. ... к. филол. н.: 10.01.01. М., 2005. 190 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
- Одесский М, Фельдман Д. Бабель и хасидизм. Оправдание революции // Литературное обозрение. 1995. № 1 (249). С. 78-83.
- Померанц Г.С. Кризис цивилизации Марфы // Вестник Российской академии наук. 1992. № 10. С. 117-122.
- Теория литературных жанров / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 256 с.
- Тюпа В.И. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 32-54.
- Хетени Ж. Проблема многоликого рассказчика в «Конармии» И. Бабеля // Acta Universitatis Szegediensis. 1988. Vol. XIX. С. 109-112.
- Sicher E. Babel in Context: A Study in Cultural Identity. Boston: Academic Studies Press, 2012. 309 p.
- van Baak J.J. Isaak Babel's "Cemetery at Kozin" // Canadian Slavonic Papers / Revue Canadienne des Slavistes. 1994. No. 1/2. Vol. 36. P. 69-88.