Неостоицизм Юста Липсия и историко-философское знание в эпоху позднего Возрождения

Автор: Санженаков Александр Афанасьевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья представляет собой обзор некоторых историко-философских работ фламандского гуманиста Юста Липсия. Автор выделяет основные идеи неостоического сочинения «О постоянстве», а также показывает, какого рода затруднения возникают у Липсия при перенесении положений стоической философии на почву христианства. Особое внимание уделяется рассмотрению более поздних работ Липсия - «Руководства» и «Физики стоиков», в которых он демонстрирует куда более глубокое знание стоической догматики. На материале этих сочинений автор показывает специфику историко-философского подхода Липсия. Так, показано, что Липсий не всегда слепо следует положениям, высказанным в сочинениях Сенеки, но считает возможным корректировать его, чтобы привести их в соответствие с христианским мировосприятием. При этом он ссылается на христианские и протохристианские авторитеты (в частности, на Платона и Августина). В заключении автор отмечает, что данные отсылки следует воспринимать как стремление актуализовать стоические идеи в новом контексте, что входит в задачи любого историка философии.

Еще

Юст липсий, стоики, сенека, неостоицизм, история философии

Короткий адрес: https://sciup.org/147215783

IDR: 147215783   |   DOI: 10.21267/schole.12.2.20

Список литературы Неостоицизм Юста Липсия и историко-философское знание в эпоху позднего Возрождения

  • Афонасин, Е. В. (2017) "«Следы» прошлого. Аристотель - историк философии", ΣΧΟΛΗ (Schole) 11, 570-607.
  • Бивир, М. (2010) "Роль контекстов в понимании и объяснении", Х. Э. Бёдекер, ред., Д. Бондаренко, пер. История понятий, история дискурса, история менталитета. Москва, 112-152.
  • Бородай, Т. Ю., пер., ред. (2001) Луций Анней Сенека. Философские трактаты. Санкт-Петербург.
  • Горенштейн, В. О., пер. (1974) Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Москва.
  • Диллон, Дж. (2002) Средние платоники. 80 г. до н.э. - 220 н.э. Пер. Е. В. Афонасина. Санкт-Петербург.
  • Еремеева, С.И. (1998) Блаженный Августин. О граде Божием. Санкт-Петербург, Киев.
  • Новикова, О. Э. (2005) Политика и этика в эпоху религиозных войн: Юст Липсий (1547-1606). Москва.
  • Рорти, Р. (2001) "Историография философии: четыре жанра", Джохадзе, И. Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. Москва, 180-198.
  • Sellars, J., ed., Stradling, J., transl. (2006) Justus Lipsius, On Constancy / De Constantia. Exeter.
  • Sellars, J. (2014) "Stoic Fate in Justus Lipsius's De Constantia and Physiologia Stoicorum", Journal of the History of Philosophy 52.4, 653-674.
  • Lagrée, J. (2004) "Constancy and Coherence", S. K. Strange and J. Zupko, eds, Stoicism: Traditions and Transformations. Cambridge: Cambridge University Press, 148-76.
  • Lagrée, J. (1994) Juste Lipse et la restauration du stoïcisme. Paris.
  • Lipsius, J. (1604a) Manuductionis ad Stoicam Philosophiam Libri Tres. Antwerp.
  • Lipsius, J. (1604b) Physiologiae Stoicorum Libri Tres. Antwerp.
  • Young, R., transl. (1997) "Justus Lipsius. A Guide to Stoic Philosophy in Three Books: Selections", ed. Kraye, J. Cambridge translations of Renaissance philosophical texts. Cambridge: Cambridge University Press, 200-209.
Еще
Статья научная