"Низкий" герой в волшебной сказке Северной Европы

Автор: Сафрон Елена Александровна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 1 (162), 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются основные характеристики персонажа фольклорной волшебной сказки скандинавских стран, позволяющие отнести его к категории «низкого», или «не подающего надежд», героя. В качестве материала исследования послужили сказки Исландии, Норвегии, Дании, Швеции. Выявляются ключевые признаки «низкого» героя: он младший из трех братьев, происходит из крайне бедной семьи, в начале сказки обладает отталкивающей внешностью, ведет себя странным образом (привычка сидеть за печкой в ящике с золой), пассивен. Тот факт, что герой - младший ребенок в семье, объясняется отражением установления доминирования патриархата, когда все наследованное имущество оказывалось в руках старших детей, а младший был в ущемленном положении. Далее автор приводит доказательства в пользу того, что данный персонаж представляет собой позднейшую трансформацию образа шамана. Согласно указанной теории, неопрятность героя, пепел на его одежде и волосах являются отголосками ритуального уподобления мертвецу для последующего воскрешения в рамках шаманской инициации, а нарочитая пассивность, демонстрируемая персонажем в начале сказки, свидетельствует о потребности в сознательной изоляции, требуемой для глубокого погружения в состояние транса.

Еще

Сказка, герой, шаман, минорат, инициация, пассивность

Короткий адрес: https://sciup.org/14751155

IDR: 14751155

Список литературы "Низкий" герой в волшебной сказке Северной Европы

  • Три волшебных листочка: Скандинавские народные сказки. Петрозаводск: Карелия, 1986. 174 с.
  • Скандинавские сказки/Сост. Е. Суриц. М.: Худож. лит., 1991. 335 с.
  • Старшая Эдда: Эпос. СПб.: Азбука-классика, 2001. 464 с.
  • Анисимов А.Ф. Представления эвенков о душе и проблемы анимизма//Родовое общество: Материалы и исследования. ТИЭ. М.: Наука, 1951. С. 109-118.
  • Горький М. Литературно-критические статьи. М.: Гослитиздат, 1937. 700 с.
  • Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М.; СПб.: Академия Исследований Культуры: Традиция, 2005. 240 с.
  • Мелетинский Е.М. Литературные архетипы и универсалии. М.: РГГУ, 2001. 573 с.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
  • Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 144 с.
  • Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб.: Всемирное слово, 2001. 271 с.
  • Элиаде М. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. 480 с.
  • Donner K., Froman L. La Siberie. La Vie in Siberie, les temps anciens. Paris: Gallimard, 1946. 243 p.
  • Elkin A.P. Aboriginal Men of High Degree. Sydney: Australasian publishing Co., Uiversity of Queensland, John Murtagh Macrossan lectures, 1946. 144 p.
  • Jochens J. Old Norse images of women. Philadelphia: University of Pennsilvania Press, 1996. 326 p.
  • Heide E. Spinning seidr//Old Norse Religion in Long-term Perspectives: Origins, Changes and Interactions. An international conference in Lund, Sweden, June 3-7, 2004. Lund: Nordic Academic Press, 2006. P. 164-170.
  • Sydow C.W., v. Askeladden//Nordisk familjebok/Red. Th. Westrin. Stockholm Nordisk familjeboks förlags aktiebolag. Nordisk familjeboks tryckeri, 1922. S. 333-334.
  • Tolley C. Shamanism in Norse myth and magic. Vol. 1. Helsinki: Akademia Scientiarum Fennica, 2009. 589 p.
Еще
Статья научная