Н.П. Огарев - М.Ю. Лермонтов: музыкально-поэтический диалог

Автор: Воронина Наталья Ивановна, Новикова Надежда Львовна, Сиротина Ирина Львовна

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки @izvestiya-ssc-human

Рубрика: Гуманитарные науки

Статья в выпуске: 68 т.21, 2019 года.

Бесплатный доступ

Предмет статьи : Н.П. Огарев - М.Ю. Лермонтов: музыкально-поэтический диалог. Объект статьи: интеллектуальная жизнь России ХIХ века сквозь призму музыкальных увлечений передовых людей того времени. Цель проекта: актуализировать для научного и учебного мира информацию о композиторских опытах Н.П. Огарева (известного мыслителя, поэта и публициста), раскрыв широту и глубину его интересов, показать: как через сферу музыки высвечивалась жизнь души; как погружение в искусство, наслаждение музыкой, свобода художественно-эстетических высказываний, а также занятия композиторским творчеством способствовали особому типу мышления и философствования. Методология работы : включение композиторских опытов Огарева (семь романсов на стихи Лермонтова) в общую картину становления музыкального сознания в середине ХIХ столетия в России позволило увидеть в этом феномене музыку как богатство, благотворность, как вольную струю, как одну из важных ипостасей в духовной жизни человека. Данный контекст изучения музыкальных интересов Огарева возможен с помощью сравнительно-исторического и культурологического подходов, а также искусствоведческих методов анализа. Результаты работы: рассмотрение музыкальных сочинений Огарева на стихи Лермонтова дает возможность построения концепции контекста уникального явления в культуре России - дилетантизма в музыке. Область применения результатов : композиторские опыты Огарева как дилетанта в музыке становятся основой формирования новой научной парадигмы, стимулируют исследовательский интерес, открывают возможности сравнительно-сопоставительной методологии в изучении жизни и творчества личности. Осмысление обращения Огарева к поэзии Лермонтова для написания романсов позволяет уточнить/детализировать общие закономерности развития отечественной музыкальной мысли для искусствоведов и культурологов. Вывод: научная новизна исследования состоит в комплексном анализе материалов композиторского творчества Огарева в контексте российской культуры, что способствует усовершенствованию базы данных, отражающих жизнь и творчество Огарева, включению этих материалов в научный оборот как уникальных, меняющих восприятие состояния истории и человека середины ХIХ в., дает возможность влить его творчество в российскую музыкальную культуру, включив Огарева в ряды музыкальных деятелей. Таким образом, выводы, представленные в статье, аргументированы и логичны.

Еще

Н.п. огарев, м.ю. лермонтов, личность, музыка, диалог, время, композитор-дилетант, композиторское творчество, романс

Короткий адрес: https://sciup.org/148314345

IDR: 148314345

Список литературы Н.П. Огарев - М.Ю. Лермонтов: музыкально-поэтический диалог

  • Воронина Н.И., Новикова Н.Л., Сиротина И.Л. Исповедальность музыки в диалоге российской интеллигенции: от XIX к XXI веку // Бюллетень науки и практики: электронный научный журнал - Bulletin of Science and Practice: scientific journal. Нижневартовск, Изд. центр "Наука и практика". 2016. Вып. 1. С. 57 - 60.
  • Н.П. Огарев к А.И. Герцену от 26 августа 1833 г. // Лит. наследство. М., Изд-во АН СССР, 1953. Т. 61. С. 718.
  • Из письма от 7 июня 1833 г. // Лит. наследство. М., Изд-во АН СССР, 1953. Т. 61. С. 714.
  • Из письма от 29 июля 1833 г. // Лит. наследство. М., Изд-во АН СССР, 1953. Т. 61. С. 716.
  • Белинский В.Г. Герой нашего времени // Полн. собр. соч.: в IX т. М., Изд-во АН СССР, 1954. Т. V. C. 452.
Статья научная