Особенности модели конфессиональной политики на Северном Кавказе в отношении исламских объединений в 1917-1930-х гг.
Автор: Письменная Татьяна Геннадьевна, Рябиков Александр Николаевич, Манузин Евгений Викторович, Штымбалюк Альбина Валентиновна
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 8 т.7, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе опубликованных материалов, архивных документов, научно-исследовательской литературы рассмотрены особенности конфессиональной политики советского правительства в отношении исламских объединений Северного Кавказа. Теоретической основой данной работы избран метод моделирования, который позволил представить вероисповедный курс в форме двух различных по своим характеристикам моделей: структурной, состоящей из четырех взаимосвязанных элементов - ценностно-целевого, нормативного, институционального и функционального, а также системной, включающей идентификационный, сепарационный и кооперационный подвиды. На основе данной методологии проведен анализ политических мер, направленных на упразднение властями шариатского судопроизводства, развитие идеологической работы, преодоление межконфессиональной напряженности. Доказано, что по мере укрепления советской власти на Северном Кавказе ее интерес к органам, реализовывавшим исламское право, постепенно ослабевал. Шариат стал рассматриваться как вынужденная мера, порожденная оторванностью горского общества от народных судов, отсутствием национального представительства в официальной судебной системе, вследствие чего был взят курс на ее коренизацию. Причиной возникновения вероисповедных конфликтов в национальных областях стал широкий спектр нерешенных экономических и социальных проблем. Развитие атеистической пропаганды в регионе имело слабую результативность вследствие высокой степени религиозности населения. Таким образом, к концу 20-х гг. ХХ в. на Северном Кавказе существовала сепарационная модель конфессиональной политики, характерной чертой которой стало постепенное отстранение вероисповедных групп от участия в государственных делах. Рассмотрение религиозных проблем в данном контексте не позволило интегрировать органы исламского судопроизводства в судебную систему СССР. В то же время был сформулирован принцип избирательного взаимодействия с исламскими обществами, имеющими различный уровень экономического, культурного и политического развития.
Северный кавказ, ислам, шариат, советская власть, конфессиональная политика, национальные области
Короткий адрес: https://sciup.org/14950986
IDR: 14950986 | DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-56-62
Список литературы Особенности модели конфессиональной политики на Северном Кавказе в отношении исламских объединений в 1917-1930-х гг.
- Кашироков З.К. Национально-государственное строительство на Северном Кавказе: политико-правовой аспект/З.К. Кашироков//Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -СПб., 1998. -19 с.
- Теунов М.К. Шариатские суды в советской Кабардино-Балкарии (1918-1928 гг.)/М.К. Теунов//Автореф. дис.. канд. ист. наук. -Нальчик, 2007. -31 с.
- Мисроков З.Х. Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа/З.Х. Мисроков//Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М.: МГУ, 1979. -15 с.
- Цуциев А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004)/А.А. Цуциев. -М.: Европа, 2007. -128 с.
- Государственный архив Карачаево-Черкесской республики (ГА КЧР) Ф. Р-66. Оп. 1. Д. 2.
- Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 84. Д. 537.
- Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО) Ф. 7. Оп. 1. Д. 605.
- ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 605.
- ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 605.
- ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 605.
- Центр документации новейшей истории национального архива республики Адыгея (ЦДНИ НАРА). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 238.
- Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР). Ф. 183. Оп. 1. Д. 298.