От гостиницы до съемной казармы: мотив дома в романах "новой деловитости"
Автор: Дронова Ольга Александровна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 3 (35), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрен мотив дома в романах «новой деловитости», реализуемый в образах отеля, съемной комнаты и съемной казармы. Материалом исследования стали романы Й. Рота «Отель Савой», Э. Кестнера «Фабиан» и И. Койн «Девушка из искусственного шелка». Изучение мотива дома в романах «новой деловитости» опирается на современные исследования пространственных образов в модернистской литературе, представляющей отель как тип пространства, идеальный для человека эпохи модернизма, существующего вне традиций. Пространственные образы отеля, съемной комнаты и съемной казармы близки по нескольким признакам. Помимо того что герой проживает в них временно, их объединяет отсутствие связи пространства дома и индивидуальности героя, ситуация разрыва с семейными традициями, проницаемость частного пространства, а также то, что это пространство моделирует особый тип взаимоотношений с людьми, сочетающий в себе близость и отстраненность. Мотив временного дома связан, с одной стороны, с мотивом постоянного движения героя «новой деловитости», а с другой - с мотивом ожидания, неспособности принять решение относительно своей будущей судьбы. В статье высказана гипотеза о том, что образ временного дома в «новой деловитости» предстает, скорее, как кризисный феномен, включающий в себя социальную и индивидуальную составляющие. Временный дом героев становится отражением переходной эпохи, в которую свобода и независимость героя сопряжены с одиночеством и бездействием.
Роман, "новая деловитость", модернизм, мотив дома, кризис, индивидуальность, мотив ожидания
Короткий адрес: https://sciup.org/14729466
IDR: 14729466 | DOI: 10.17072/2037-6681-2016-3-94-102
Список литературы От гостиницы до съемной казармы: мотив дома в романах "новой деловитости"
- Беньямин В. Париж, столица девятнадцатого столетия//Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости/предисл., сост., пер. и примеч. С.А. Ромашко. М.: Медиум, 1996. С. 141-162
- Брехт Б. Стихотворения. Рассказы. Пьесы/пер. с нем. М.: Худож. лит., 1972. 815 c
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров//Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство -СПБ, 2004. С. 150-390
- Рот Й. Отель Савой/пер. с нем. Г. Генкеля. М.: Ad Marginem, 2012. 128 с
- Седельник В. «Бегство без конца». О прозе Йозефа Рота//Вопросы литературы. 2003. № 5. С. 174-198
- Benjamin W. Die Wiederkehr des Flaneurs/Benjamin W. Gesammelte Schriften. Bd. III. Kritiken und Rezensionen. Frankfurt/M: Suhrkamp Taschen-buch Verlag, 1991. S. 194-199
- Benjamin W. Spurlos wohnen/Benjamin W. Gesammelte Schriften. Bd. IV. Kleine Prosa. Baudelaire Ubertragungen. Frankfurt/M: Suhrkamp Taschenbuch Verlag, 1991. S. 427-428
- Fallada H. Kleiner Mann -was nun? Berlin, Weimar: Aufbau, 1982. 422 S
- Fuhrmann B., Wencke M., Rajkay B., Weipert M. Geschichte des Wohnens. Vom Mittelalter bis heu-te. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2008. 160 S
- Hartmann T. Kultur und Identitat. Szenarien der Deplatzierung im Werk Joseph Roths. Tubingen und Basel: A. Francke Verlag, 2006. 213 S
- Kastner E. Fabian. Die Geschichte eines Moralis-ten. Munchen: Deutsche Taschenbuch Verlag, 2005. 246 S
- Kessel M. Herrn Brechers Fiasko. Berlin, Frank-furt/M.: Suhrkamp Verlag, 1956. 486 S
- Keun I. Das kunstseidene Madchen Munchen: List Taschenbuch, 2000. 219 S
- Lauffer I. Poetik des Privatraums. Der architek-tonische Wohndiskurs in den Romanen der Neuen Sachlichkeit. Bielefeld: Transcript Verlag, 2011. 352 S
- Mattias B. The hotel as setting in early 20th century German and Austrian literature. Checking in to tell a story. N.Y.: Camden House, 2006. 252 p
- Muller-Funk W. Joseph Roth. Besichtigungen eines Werkes. Wien: Sonderzahl Verlagsgesellschaft m.b.H., 2012. 202 S
- Noth E.E. Die Mietskaserne. Darmstadt: Verlag Huber Frauenfeld, 1982. 319 S
- Roth J. Ankunft im Hotel/Roth J. Werke Bd. 3. Das journalistische Werk 1929-1939. Frankfurt am Main und Wien: Buchergilde Gutenberg, 1994. S. 3-6
- Wichard N. Wohnen und Identitat der Moderne. Das erzahlte Hotel bei Fontane, Werfel und Vicky Baum//Kohns O., Roussel M. Einschnitte. Identitat in der Moderne. Wurzburg: Konigshausen & Neumann, 2007. S. 67-83