«Панисламизм» и «пантюркизм» в российском общественно-политическом дискурсе конца XIX - первой трети XX веков: методологические размышления

Автор: Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н.

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: История и теория исторической науки

Статья в выпуске: 3 (81), 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья ставит своей целью проработку методологического инструментария, способного представить объяснительную модель соотношения понятий «панисламизм - пантюркизм» в рамках российского властного дискурса. Анализ историографии и текстов исторических источников дает возможность предположить существование концептосферы «панисламизм - пантюркизм», которая представляет собой упорядоченную совокупность обобщающих единиц мысли, отражающих и интерпретирующих мировые явления в зависимости от знаний, индивидуального опыта, специальности, социального статуса носителя языка. Впервые в отечественной историографии предпринимается попытка комплексного анализа интеллектуальной генеалогии понятий панисламизм и пантюркизм с помощью динамической модели концептосферы. Для понимания сущности взаимодействия этих дефиниций между собой в рамках данной модели анализируется историческая эволюция дефиниций «панисламизм» и «пантюркизм», составлявших значимую часть российского властного дискурса конца XIX - первой трети XX вв. Исследуя интеллектуальную генеалогию этих терми нов в рамках российского властного дискурса, авторы констатируют несводимость обоих понятий к одному, их нетождественность. Анализ опубликованных и архивных материалов, содержащих трактовки и оценки данных явлений российскими элитами разного политического спектра, подтверждает тезис о том, что элементы этой концептосферы находятся между собой в динамическом взаимодействии, когда под воздействием совокупности социально-политических обстоятельств один из них мог доминировать, но не вытеснять другой из властного дискурса. Делается вывод, что на соотношение понятий внутри самой концептосферы «панисламизм - пантюркизм» влияет совокупность объективных обстоятельств, связанных с развитием этносознания народов, конкретикой исторического развития мусульманской уммы и ее региональных частей, мировосприятием самих мусульман. Предлагавшиеся имперскими, антибольшевистскими и советскими политическими лидерами формулировки в отношении данных явлений во многом перекликались: имело место и недоверие к идеям общности «мусульманских» народов, схожесть характеристики формирование национального самосознания в рамках культурной реформации волго-уральских и крымских мусульман, акцентирование особой роли волго-уральских татар в этом процессе, вторичность пантюркизма и его переплетенность, смешение понятий до степени неразличимости. Доказывается, что предлагаемый исследовательский подход, модель «концептосферы» позволяет более объективно взглянуть на выносимые оценки со стороны лиц, генерировавших экспертное знание, управленческие подходы в отношении российских мусульман и ислама в целом в позднеимперский и раннесоветский периоды.

Еще

Ислам, мусульмане, тюрки, панисламизм, пантюркизм, чиновничество, политический дискурс, понятийно-исторический подход, лингвокультурный подход, концепт, концептосфера

Короткий адрес: https://sciup.org/149146212

IDR: 149146212   |   DOI: 10.54770/20729286_2024_3_183

Список литературы «Панисламизм» и «пантюркизм» в российском общественно-политическом дискурсе конца XIX - первой трети XX веков: методологические размышления

  • Панисламизм как идея объединения мусульманского мира.
  • Пантюркизм в современном понимании - националистическая идеология с идеями общности этнических, культурных и языковых корней проживающих в Евразии тюркских народов, возникшая в начале XX в. как общественное и политическое движение среди тюрко-мусульманских народов Российской империи.
  • Гильмутдинов Д.Р. Рецензия на книгу Полосина В. Политический ислам: в поисках «земного рая» // Исламоведение. 2023. Т. 14. № 4 (58). С. 91-103.
  • Shnirelman V.A. To Make a Bridge: Eurasian Discourse in the PostSoviet World // Anthropology of East Europe Review. 2009. Vol. 27. No. 2. P. 68-85.
  • Deringil S. The Ottoman Empire and Russian Muslims: Brothers or Rivals? // Central Asian Survey. 1994. Vol. 13. No. 3. P. 409, 410.
  • Karpat K.H. The Politicization of Islam: Reconstructing Identity, State, Faith, and Community in the Late Ottoman State. Oxford, 2001; Jihad and Islam in World War I: Studies on the Ottoman Jihad on the Ccentenary of Snouck Hurgronje's "Holy War Made in Germany". Leiden, 2016.
  • Bennigsen A. Panturkism and Panislamism in History and Today // Central Asian Survey. 1984. Vol. 3. No. 3. P. 40, 41.
  • Landau J.M. The Politics of Pan-Islam: Ideology and Organization. Oxford, 1990; Landau J.M. Pan-Turkism: From Irredentism to Cooperation. Bloomington (IN), 1995.
  • Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905 - 1916 гг.). Нижний Новгород, 2007;
  • Червонная С.М., ГилязовИ.А., ГорошковН. П. Тюркизм и пантюркизм в оригинальных источниках и мировой историографии: исходные смыслы и цели, парадоксы интерпретаций, тенденции развития //Ас-алан. 2003. № 1 (10). С. 3-478;
  • Червонная С. Пантюркизм и панисламизм в российской истории // Отечественные записки. 2003. № 5. С. 152-165.
  • KhalidA. Pan-Islamism in Practice: The Rhetoric of Muslim Unity and Its Uses // Late Ottoman Society: The Intellectual Legacy. London, 2005. P. 203-204.
  • Khalid A. Pan-Islamism in Practice: The Rhetoric of Muslim Unity and Its Uses // Late Ottoman Society: The Intellectual Legacy. London, 2005. P. 208.
  • KayaliH. Arabs and Young Turks: Ottomanism, Arabism, and Islamism in the Ottoman Empire, 1908 - 1918, Berkeley (CA), 1997;
  • Mathew J. Spectres of Pan-Islam: Methodological Nationalism and British Imperial Policy after the First World War // The Journal of Imperial and Commonwealth History. 2017. Vol. 45. No. 6. P. 942-968;
  • Humayun A. Pan-Islam and the Making of the Early Indian Muslim Socialists // Modern Asian Studies. 1986. Vol. 20. No. 3. P. 509-537;
  • Ozcan A. Pan-Islamism: India Muslims, the Ottomans, and Britain (1877 - 1924). Leiden, 1997.
  • См., например, обширную литературу о российских и индийских активистах:
  • Ansari H. Maulana Barkatulla Bhopali's Transnationalism: Pan-Islamism, Colonialism, and Radical Politics // Transnational Islam in Interwar Europe: Muslim Activists and Thinkers. New York, 2014. P. 181-209;
  • Siddiqui S. Coupled Internationalisms: Charting Muhammad Barkatullah's Anticolonialism and Pan-Islamism // ReOrient: The Journal of Critical Muslim Studies. 2019. Vol. 5. No. 1. Р. 25-46;
  • Komatsu H. Muslim Intellectuals and Japan: A Pan-Islamist Mediator, Abdurreshid Ibrahim // Intellectuals in the Modern Islamic World: Transmission, Transformation, Communication. London; New York, 2006. P. 273-288;
  • Yamazaki N. Abdurre§id Ibrahim's Journey to China: Muslim Communities in the Late Qing as Seen by a Russian-Tatar Intellectual // Central Asian Survey. 2014. Vol. 33. No. 3. P. 405-420;
  • Гусева Ю.Н., Сенюткина О.Н. Российские архивы о Габдерашите Ибрагимове и о специфике его общественно-политической деятельности // Ислам и государство в России. Уфа, 2013. С. 44-50.
  • Упомянем только работы, в которых понятия являются одними из объектов изучения:
  • Джераси Р. Окно на Восток: Империя, ориентализм, нация и религия в России. Москва, 2013;
  • Котюкова Т.В. Окраина на особом положении...: Туркестан в преддверии драмы. Москва, 2016;
  • Моррисон А. Суфизм, панисламизм и информационная паника: Нил Сергеевич Лыкошин и последствия Андижанского восстания // TARTARIA MAGNA. 2013. № 2. С. 42-87;
  • Махмудов О.А. Призраки и страхи колониальных властей Туркестана: мусульманское «духовенство» в восстании 1916 г. // Цивилизационно-культурные аспекты взаимоотношений России и народов Центральной Азии в начале XX столетия (1916 год: уроки общей трагедии). Москва, 2016. С. 93-108;
  • Соболев В.Г. «Мусульманский вопрос» в Российской империи в годы Первой мировой войны (1914 - 1916 гг.) (по материалам Российского государственного исторического архива) // Клио. 2015. № 3 (99). С. 188-197;
  • Campbell E.I. The Muslim Question and Russian Imperial Governance. Bloomington (IN), 2015; Ferris J. "The Internationalism of Islam": The British Perception of a Muslim Menace, 1840 - 1951 // Intelligence and National Security. 2009. Vol. 24. No. 1. P. 57-77;
  • Low M.C. Empire and the Hajj: Pilgrims, Plagues, and Pan-Islam under British Surveillance, 1865 - 1908 // International Journal of Middle East Studies. 2008. Vol. 40. No. 2. P. 269-290;
  • MacfieA. British Intelligence and the Turkish National Movement, 1919 - 22 // Middle Eastern Studies. 2001. Vol. 37. No. 1. P. 1-16; Meleady C. Negotiating the Caliphate: British Responses to Pan-Islamic Appeals, 1914 - 1924 // Middle Eastern Studies. 2016. Vol. 52. No. 2. P. 182-197;
  • Qureshi M.N. Pan-Islam in British Indian Politics: A Study of the Khilafat Movement, 1918 - 1924. Leiden, 1999.
  • Термин относится к области когнитивной лингвистики и впервые был использован академиком Д.С. Лихачевым: Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Очерки по философии художественного творчества. Санкт-Петербург, 1996. С. 147-165.
  • Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 1882. Оп. 2. Д. 19. Л. 7.
  • ЦАНО. Ф. 1882. Оп. 2. Д. 19. Л. 10.
  • Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Дискурс о российских мусульманах в материалах Особых совещаний 1905 - 1914 гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 4. С. 231-254.
  • Загидуллин И.К. Петиции мусульман Казани 1905 г. // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2015. № 1-2. С. 46-63;
  • Муратов А.Э., Багаутдинов Р.О. Формы общественно-политической активности мусульман Уфимской губернии в 1905 - 1907 гг. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24. № 2 (66). С. 123-134;
  • Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. «Кампания петиций» 1905 года как отражение общественного сознания мусульман России в начале XX века // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2005. Т. 7. № 2. С. 311-320.
  • Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905 - 1916 гг.). Нижний Новгород, 2007. С. 227.
  • Особое Совещание по мусульманским делам 1914 года: Журналы. Казань, 2011. С. 41, 53.
  • Записка С.Ю. Витте по «Мусульманскому вопросу». 1900 // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С. 252-253.
  • Министр внутренних дел Д.С. Сипягин и русский посол в Турции И.А. Зиновьев о «мусульманском вопросе». 1900 // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С. 265.
  • Министр внутренних дел Д.С. Сипягин и русский посол в Турции И.А. Зиновьев о «мусульманском вопросе». 1900 // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С. 265.
  • Министр внутренних дел Д.С. Сипягин и русский посол в Турции И.А. Зиновьев о «мусульманском вопросе». 1900 // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С. 268.
  • Мусульманское движение в Средней Азии в 1910 г. // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С. 292-304.
  • Мусульманское движение в Средней Азии в 1910 г. // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С. 299.
  • Мусульманское движение в Средней Азии в 1910 г. // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С.300.
  • «Начать вести дело на почве религиозного объединения, обратив особое внимание на развитие фанатизма в массе»: Донесение резидента русской политической полиции в Константинополе о политике Турции в «мусульманском вопросе». 1914 // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С. 430-435.
  • «Опасные для единства нашего государства проповедники теории о единстве всего мусульманского мира»: Два отношения П.А. Столыпина по «мусульманскому вопросу». 1910 // Императорская Россия и мусульманский мир. Москва, 2006. С. 305-308.
  • Записка Столыпина «О мерах для противодействия панисламскому и пантуранскому (пантюркскому) влиянию среди мусульманского населения». 15 января 1911 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 7. Д. 6. Л. 92-101. Цит. по: Восток (Orient). 2003. № 2. С.124-138.
  • Записка Столыпина «О мерах для противодействия панисламскому и пантуранскому (пантюркскому) влиянию среди мусульманского населения». 15 января 1911 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 7. Д. 6. Л. 92-101. Цит. по: Восток (Orient). 2003. № 2. С.124-138.
  • Записка Столыпина «О мерах для противодействия панисламскому и пантуранскому (пантюркскому) влиянию среди мусульманского населения». 15 января 1911 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 7. Д. 6. Л. 92-101. Цит. по: Восток (Orient). 2003. № 2. С.124-138.
  • Государственный архив Российской федерации (ГА РФ). Ф. 1476. Оп. 1. Д. 796. Л. 1-4.
  • ГА РФ. Ф. 1476. Оп. 1. Д. 796. Л. 1-4.
  • ГА РФ. Ф. 5325. Оп. 4. Д. 79. Л. 50.
  • Ленин В.И. Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала // Полн. собр. соч. Т. 41. С. 166.
  • Второй конгресс Коминтерна, 19 июля - 7 августа 1920 г.: Национальный и колониальный вопросы // Коммунистический Интернационал в документах: Решения, тезисы и воззвания конгрессов Коминтерна и пленумов ИККИ, 1919 - 1932. Москва, 1933. С.129.
  • Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн: Антология. Москва, 1993. С. 91, 92.
  • Докладная записка Сукина - Ханжина была ответом на обращение уполномоченных от башкир Челябинского уезда Мухамед-Казия Кази-муратова и Мухамед Габдулхая Курбангалиева, поданного Верховному правителю России адмиралу А.В. Колчаку с просьбой о принятии мер к невмешательству Национального управления мусульман тюрко-татар в дела башкир 12 мая 1919 г. (Культурно-национальная автономия в истории России: Документальная антология. Т. 1: Сибирь, 1917 - 1920. Томск, 1998. С. 210-214).
  • ГА РФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 22. Л. 11об.-12об. Цит. по: Культурно-национальная автономия в истории России: Документальная антология. Т. 1: Сибирь, 1917 - 1920. Томск, 1998. С. 217-220.
  • Культурно-национальная автономия в истории России: Документальная антология. Т. 1: Сибирь, 1917 - 1920. Томск, 1998. С.217-220.
  • Культурно-национальная автономия в истории России: Документальная антология. Т. 1: Сибирь, 1917 - 1920. Томск, 1998. С.210-214.
  • Культурно-национальная автономия в истории России: Документальная антология. Т. 1: Сибирь, 1917 - 1920. Томск, 1998. С.210-214.
  • Культурно-национальная автономия в истории России: Документальная антология. Т. 1: Сибирь, 1917 - 1920. Томск, 1998. С.210-214.
  • Культурно-национальная автономия в истории России: Документальная антология. Т. 1: Сибирь, 1917 - 1920. Томск, 1998. С.217-220.
  • Культурно-национальная автономия в истории России: Документальная антология. Т. 1: Сибирь, 1917 - 1920. Томск, 1998. С.217-220.
  • ГА РФ. Ф. 8313. Оп. 1. Д. 133. Л. 1-5 (Авторы благодарят канд. ист. наук Н.В. Костенюк за перевод документа с французского языка).
  • ГА РФ. Ф. 8313. Оп. 1. Д. 133. Л. 1-5. («Юнионистами» в этом и других европейских документах именовались члены Комитета «Единение и прогресс» - Энвер-паша, Талаат-паша и другие).
  • Mathew J. Spectres of Pan-Islam: Methodological Nationalism and British Imperial Policy after the First World War // The Journal of Imperial and Commonwealth History. 2017. Vol. 45. No. 6. P. 942-968;
  • Macfie A. British Intelligence and the Turkish National Movement, 1919 - 22 // Middle Eastern Studies. 2001. Vol. 37. No. 1. P. 1-16.
  • ГА РФ. Ф. 8313. Оп. 1. Д. 133. Л. 5.
  • Mathew J. Spectres of Pan-Islam: Methodological Nationalism and British Imperial Policy after the First World War // The Journal of Imperial and Commonwealth History. 2017. Vol. 45. No. 6. P. 944-945.
  • Mathew J. Spectres of Pan-Islam: Methodological Nationalism and British Imperial Policy after the First World War // The Journal of Imperial and Commonwealth History. 2017. Vol. 45. No. 6. P. 961-963.
  • Mathew J. Spectres of Pan-Islam: Methodological Nationalism and British Imperial Policy after the First World War // The Journal of Imperial and Commonwealth History. 2017. Vol. 45. No. 6. P. 948.
  • Kemper M. Red Orientalism: Mikhail Pavlovich and Marxist Oriental Studies in Early Soviet Russia // Die Welt des Islams. 2010. Vol. 50. No. 3-4. P. 435-476.
  • Анализ советских методологических рамок об исламе, полностью подчиненных властному государственному дискурсу в этот исторический период, см.:
  • Kemper M. The Soviet Discourse on the Origin and Class Character of Islam, 1923 - 1933 // Die Welt des Islams. 2009. Vol. 49. No. 1. P. 1-48.
  • М.Н. Под знаком ислама // Новый Восток. 1923. № 4. С. 72-97.
  • М.Н. Под знаком ислама // Новый Восток. 1923. № 4. С. 90.
  • М.Н. Под знаком ислама // Новый Восток. 1923. № 4. С. 92.
  • Гусева Ю.Н., Сенюткина О.Н., Христофоров В. С. Пытаясь понять и вообразить ислам...: Образ ислама в сознании российских элит 1880-х - 1920-х гг. Москва, 2021. С. 259-301.
  • Аршаруни А. Кризис тюркской идеологии // Новый Восток. 1928. № 22. С. 46-54; Касымо Г. Пантюркистская контрреволюция и ее агентура - султангалиевщина. Казань, 1931; Сабитов Н. Против реакционной идеологии панисламизма и пантюркизма. Алма-Ата, 1949.
  • Эта тематика сохраняла свою привлекательность для советских ученых еще в начале 1950-х гг., но затем интерес к ней угас, о чем свидетельствуют материалы диссертаций:
  • Ланда Л.М. Панисламистская и пантюркистская агентура в Туркестане: (Конец XIX в. - 1917 г.): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Ташкент, 1953;
  • Сафронова Е.А. Панисламизм - орудие реакционной политики турецких правящих кругов в конце XIX - начале XX веков: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Москва, 1953.
  • Гусева Ю.Н., Сенюткина О.Н., Христофоров В. С. Пытаясь понять и вообразить ислам...: Образ ислама в сознании российских элит 1880-х - 1920-х гг. Москва, 2021. С. 301-305.
  • В СССР 1930-х гг. страна жила страхами по поводу многочисленных заговоров пантюркистов, паниранистов, панисламистов, панфиннистов, а также «космополитов» и агентов всех возможных разведок. «Все это послужило основой новых сталинских кампаний борьбы с "врагами народа" на рубеже 1940-1950-х гг., когда сознание вчерашних крестьян в сочетании с большевистской конспи-рологией эпохи Большого террора, породило гремучую смесь из неудовлетворенных комплексов национального приоритета и образов тайных и явных супостатов, всячески мешающих этому приоритету доказать свое право на существование» (Шнирельман В.А. Удерживающий: От апокалипсиса к конспирологии. Санкт-Петербург, 2022. С. 98).
Еще
Статья научная