История и теория исторической науки. Рубрика в журнале - Новый исторический вестник
Статья научная
В статье впервые в отечественной историографии рассматривается проблема взаимоотношения советской историографии и мемуарного творчества «борцов за власть Советов» в Мурманском крае. С этим ре гионом советские историки традиционно связывали начало иностранной интервенции в Советскую Россию. В статье делается вывод о том, что мемуарное творчество оказалось сильно привязано к опыту официального историописания. Воспоминания, написанные при участии Мурманской региональной комиссии по истории Октябрьской революции и партии большевиков (Истпарт) в 1920-е - 1930-е гг., были призваны подкрепить официальную историческую концепцию и в действительности являлись ее элементарным воспроизведением. На основе изучения стенограмм устных опросов участников революционных событий выясняется, что эффективность работы истпарткомиссии зависела от произвола последней и облегчалась пассивным отношением информантов к мемуарным практикам. Ситуация изменилась к 1960-м гг. С публикацией воспоминаний В. Л. Бжезинского и Т. Д. Аверченко стало возможным говорить о другом мемуарном творчестве: эти авторы не принимали положения официальной исторической концепции и ее главного тезиса-о захвате контрреволюцией всех демократических организаций Мурманска в 1917 г. Пробуждение памяти участников событий было вызвано утратой их доверия к труду историков, что свидетельствовало о постигшем официальную историографию кризисе. На советской почве зарождалась новая форма историописания, в которой функции историка и очевидца событий сливались. Вместе с тем издание новых воспоминаний в СССР было затруднено, публикации добилась только известная писательница В. К. Кетлинская, замаскировавшая свою книгу под литературное произведение и добившаяся широкого обсуждения поставленных в ней вопросов. Важную роль в процессе изменения статуса воспоминаний сыграла позиция сотрудников мурманских партийного и государственного архивов, проявивших непредвзятое отношение к документам и обеспечивших доступ исследователей к рукописям воспоминаний.
Бесплатно
Статья научная
Целью данной статьи является анализ методов конструирования образа И. В. Сталина в советских биографиях о Генеральном секретаре ЦК ВКП(б), написанных в 1930-1940-е гг. Автором на основе концепции Х. Уайта используется историко-тропологический метод, направленный на выявлении историографического стиля. Уточняется понятие «образ» в исторической науке как совокупности следующих элементов: 1) тип построения сюжета, положенного в основу повествования; 2) способы формального доказательства, используемые исследователями; 3) идеологический подтекст очерков. Таким образом, у автора появилась возможность рассмотреть героя биографии в контексте доминирующей в исследовательском сообществе концепции философии истории. Раскрываются предпосылки и причины, по которым образ И. В. Сталина приобретал характер культа личности в историческом нарративе. Сочетание между собой конфликтных элементов образа приводит к возвеличиванию в историческом тексте фигуры И. В. Сталина. По своему сюжету биографические очерки являются комическими, то есть полагают, что существуют определенные законы социального развития, которые человек может поставить себе на службу. Этот подход возвеличивает личные качества И. В. Сталина и подчеркивает его способность решать проблемы глобального характера. Способы формального доказательства в таких текстах основывается на механицистской аргументации, которая устанавливает тесную связь между народом и его вождем, и органицистской аргументации, которая ориентирует читателя на выдающиеся личные качества вождя. Все эти элементы создают, в свою очередь, радикальный подтекст в жизнеописаниях, предполагая, что И. В. Сталин способен решать глобальные проблемы, полагаясь на свои личные качества.
Бесплатно
1941 год: в поисках альтернативы
Статья научная
События трагического начала Великой Отечественной войны давно приобрели характер «больного места» исторической памяти современного российского общества, направляя усилия исследователей на поиск причин тяжелых поражений Красной армии в приграничных сражениях 1941 г. Утверждение в отечественной историографии интерпретационной модели, в соответствие с которой эти поражения были вызваны комплексом объективных факторов, лишь актуализировало вопрос о вероятности избежать трагедии 22 июня. Автор статьи исходит из того, что ответ на этот вопрос возможен только в рамках альтернативной истории. Выявление возможности или невозможности решений и действий советского военнополитического руководства накануне войны по отражению внезапного нападения или же минимизации его ущерба позволит не только разрешить проблему травмы исторической памяти, но и расширить поле исследовательского поиска, направив его на выявление мотивации ключевых акторов военно-политических процессов кануна войны. В статье используется оригинальная методика поиска и обоснования альтернативных ситуаций в период 1939-1941 гг. в рамках ретроспективного движения от идеального к реальному. В основе ее - определение условий, необходимых для отражения агрессии Германии. Применение метода исторической аналогии позволило выявить наиболее близкую по содержанию историческую ситуацию, в которой был решен комплекс вопросов по отражению широкомасштабного удара немецкой армии. В качестве таковой рассматривается ситуация Курской битвы лета 1943 г. Экстраполяция коэффициентов соотношения сил сторон дала возможность определить состав сил Красной армии на западной границе, необходимый для отражения нападения Германии 22 июня 1941 г. Корректировка этих показателей с учетом уровня подготовки двух армий дала возможность установить требуемую численность советских войск в приграничных округах в 6-6,5 млн. человек. Решающим условием достижения этой численности являлось проведение полной или частичной мобилизации вооруженных сил СССР. Проекция этого условия на предвоенную реальность позволила автору обосновать существование в исто рической действительности осени 1939 г. - лета 1940 г. трех периодов, в пределах которых существовала альтернатива трагедии 1941 г.
Бесплатно
Статья научная
Статья ставит своей целью проработку методологического инструментария, способного представить объяснительную модель соотношения понятий «панисламизм - пантюркизм» в рамках российского властного дискурса. Анализ историографии и текстов исторических источников дает возможность предположить существование концептосферы «панисламизм - пантюркизм», которая представляет собой упорядоченную совокупность обобщающих единиц мысли, отражающих и интерпретирующих мировые явления в зависимости от знаний, индивидуального опыта, специальности, социального статуса носителя языка. Впервые в отечественной историографии предпринимается попытка комплексного анализа интеллектуальной генеалогии понятий панисламизм и пантюркизм с помощью динамической модели концептосферы. Для понимания сущности взаимодействия этих дефиниций между собой в рамках данной модели анализируется историческая эволюция дефиниций «панисламизм» и «пантюркизм», составлявших значимую часть российского властного дискурса конца XIX - первой трети XX вв. Исследуя интеллектуальную генеалогию этих терми нов в рамках российского властного дискурса, авторы констатируют несводимость обоих понятий к одному, их нетождественность. Анализ опубликованных и архивных материалов, содержащих трактовки и оценки данных явлений российскими элитами разного политического спектра, подтверждает тезис о том, что элементы этой концептосферы находятся между собой в динамическом взаимодействии, когда под воздействием совокупности социально-политических обстоятельств один из них мог доминировать, но не вытеснять другой из властного дискурса. Делается вывод, что на соотношение понятий внутри самой концептосферы «панисламизм - пантюркизм» влияет совокупность объективных обстоятельств, связанных с развитием этносознания народов, конкретикой исторического развития мусульманской уммы и ее региональных частей, мировосприятием самих мусульман. Предлагавшиеся имперскими, антибольшевистскими и советскими политическими лидерами формулировки в отношении данных явлений во многом перекликались: имело место и недоверие к идеям общности «мусульманских» народов, схожесть характеристики формирование национального самосознания в рамках культурной реформации волго-уральских и крымских мусульман, акцентирование особой роли волго-уральских татар в этом процессе, вторичность пантюркизма и его переплетенность, смешение понятий до степени неразличимости. Доказывается, что предлагаемый исследовательский подход, модель «концептосферы» позволяет более объективно взглянуть на выносимые оценки со стороны лиц, генерировавших экспертное знание, управленческие подходы в отношении российских мусульман и ислама в целом в позднеимперский и раннесоветский периоды.
Бесплатно
Статья научная
В статье рассматривается опыт использования микроисторического подхода в изучении истории Русской православной церкви в работах современных российских историков, посвященных жизни и деятельности православных священников в последние годы самодержавия, во времена революции, Гражданской войны и большевистского авторитаризма. По мнению автора, существует два основных подхода к использованию микроисторического метода. Согласно одному подходу, микроистория не предполагает необходимости прибегать к сравнительному анализу аналогичных случаев в различных регионах России. Основное внимание при этом уделяется уникальной ситуации, сложившейся в конкретном регионе в связи с деятельностью конкретных личностей, попавших в экстремальные ситуации войн, революций, голода и антицерковного террора большевистской власти. Другой подход, напротив, допускает возможность перехода от изучения локальной истории к сравнениям и более широким обобщениям, касающимся социальных, политических и культурных процессов, происходивших в стране в целом, но уже на более глубоком уровне, с учетом результатов анализа религиозно-общественной позиции и жизненного опыта отдельных служителей Русской православной церкви. Такой подход, по мнению автора статьи, позволяет более точно понять сущность и региональную специфику исторических процессов.
Бесплатно
Статья научная
В статье рассматривается формирование историографических подходов к осмыслению научного вклада Никодима Павловича Кондакова (1844-1925) в мировую гуманитаристику, толчком для которого послужили юбилейные торжества по случаю восьмидесятилетия ученого в 1924 г. и его скоропостижная кончина в 1925 г. В фокусе авторского внимания находятся два развернутых очерка Г. В. Вернадского и доклад Д. В. Айналова о научном творчестве Н. П. Кондакова. Будучи представителями разных научных направлений - истории и искусствоведения соответственно, - они оба представили глубокое понимание основных векторов интеллектуальных поисков Н. П. Кондакова, сойдясь в своих суждениях по большинству поднятых вопросов. Ключевыми особенностями научного творчества Н. П. Кондакова эти выдающиеся ученые признали исторический характер его исследований, центральное место в них цивилизационной проблематики, непревзойденное владение визуальными источниками и разработку собственной методологии их анализа, открытие новых, ранее не востребованных в науке сфер изучения, к которым в первую очередь можно отнести искусство Византии и ее периферии, в том числе древней Руси, а также выявление важнейшей роли Востока в процессе рождения новых культур в эпоху средневековья и раннего нового времени в противовес европоцентричному взгляду на предмет.
Бесплатно
Империя и "трения": поиски новых подходов к осмыслению римского империализма
Статья научная
Статья посвящена современному этапу дискуссий о феномене римского империализма. Новейшие публикации характеризуются отказом от привычных концептуальных инструментов (прежде всего, от теории романизации), раскритикованных за колониальное наследие и упрощенное понимание исторической действительности. Значительное число археологов и историков сегодня стремится понять и интерпретировать социокультурные трансформации, происходившие на всем пространстве римского мира, в рамках концепта глобализации. Но простая замена романизации глобализацией не решает накопившихся теоретико-методологических проблем, поэтому дебаты продолжаются. В течение последних двух лет в их центре оказался концепт «трения». Он впервые появился в книге антрополога А. Цзин, откуда его позаимствовал М. Дж. Верслаус, предложивший сделать «трение» инструментом для реконструкции и объяснения феномена римского империализма на разных уровнях (от глобального до локального). В статье впервые в отечественном антиковедении рассматриваются перспективы применения идей Цзин и Верслауса для изучения Римской империи и римского империализма; авторы полагают, что метафора трения обладает нужным потенциалом для изучения социокультурного взаимодействия в римском мире (и шире - в античном Средиземноморье). Особое внимание уделено одной из первых попыток использовать концептуальные наработки Цзин на конкретном историческом материале - новой интерпретации алтаря Юпитеру Гелиополитанскому из римской Сисции.
Бесплатно
Статья научная
Критический анализ научной монографии Д. И. Горшкова «La garde au feu! Императорская гвардия Наполеона в период отступления 1812 г.: состояние, эффективность и межполковая коммуникация» (Москва, 2022) послужила для автора статьи поводом для размышлений о современном состоянии военной истории. Метафора «архипелаг» использована для обозначения четырех направлений изучения военного прошлого (история войн, униформология, история военной техники, история вооруженных сил в контексте проблем экономической, социальной и политической истории). Эти направления метафорично названы «островами», поскольку они занимают обособленное положение в отношении историографии, которую автор статьи условно называет «прочей». Эти направления опираются на особые научные структуры, специализированные периодические издания, в них мало заметны методологические новшества, которыми увлекалась историческая наука за последнее столетие. Д. И. Горшков во введении своей книги анонсировал новый подход к изучению наполеоновской эпохи и Отечественной войны 1812 г. через всестороннее и скрупулезное исследование отдельного боевого эпизода (сражение под Боровском 25 октября 1812 г.). Кроме того, в его монографии заявлено о намерениях получить обновленные результаты в социокультурной сфере на основе истории вооружений и униформологии. Однако, по мнению автора статьи, попытка выполнить обещания, данные Д. И. Горшковым своим читателям, не удалась. Д. И. Горшков не сумел покинуть «острова». И на то есть серьезные причины.
Бесплатно
Статья научная
Предлагаемая вниманию читателей статья продолжает попытки автора исследовать историю предвоенного периода 1939-1941 гг. на основе разработанной им методики альтернативной истории. В предшествующей публикации было установлено наличие в этот период пяти ситуаций возможного выбора решений, позволявших предотвратить катастрофическое начало войны. Цель данной статье состоит в поисках признаков того, что такая возможность могла рассматриваться в хронологических пределах пяти альтернативных ситуаций в 1939-1941 гг. Сложность достижения заявленной цели заключалась главным образом в чрезвычайно ограниченной источниковой базе. Процесс принятия решений высшим советским военно-политическим руководством нашел крайне скудное отражение в источниках и практически не освоен современной историографией. Вследствие этого автором была использована методика анализа количественных данных, содержащихся в опубликованных записях посещения кремлевского кабинета И.В. Сталина, повестках заседаний Политбюро ЦК ВКП(б) и соотнесения полученных данных с протоколами решений и материалами так называемых «особых папок» решений Политбюро исследуемого периода, хранящихся в фондах РГАСПИ и РГАНИ. Это дало возможность исследовать процесс принятия решений сталинским руководством, в то же время анализ количественных данных позволил изучить его динамику и характер. Автору удалось установить, что важнейшие решения оборонного характера принимала относительно небольшая группа военных и политиков, которую автор определил как «военно-аналитический центр» Сталина или “Stalin’s War Think Tank”. В ходе исследования было установлено, что деятельность этого центра в 1939-1941 гг. носила ярко выраженный спорадический характер, динамика его заседаний отличалась постоянной сменой взлетов и падений, когда череда частых и многолюдных заседаний сменялась периодами явного снижения внимания к военным вопросам. Автор также доказал отсутствие прямой взаимосвязи между периодами активности «военно-аналитического центра» и ключевыми событиями, определявшими альтернативность ситуации - подписание договора с Германией в 1939 г., окончания «Зимней войны» с Финляндией в марте 1940 г., неудачей переговоров в Берлине в ноябре 1940 г. Важным результатом исследования стало выявление рассогласования динамики заседаний в кабинете Сталина и принятия решений Политбюро ЦК ВКП(б), как и разительного несоответствия между значимостью обсуждавшихся «военно-аналитическим центром» вопросов и составом участников его заседаний. Это, в свою очередь, дало основание говорить о существовании особой модели принятия Сталиным военных решений, отличавшейся строгой ограниченностью функций, взаимодействия и горизонтальных связей представителей советского руководства, принимавших решения. В итоге, возможности сталинского «военно-аналитического центра» оценить ситуацию кануна и начала Второй мировой войны как совокупность альтернатив по предотвращению катастрофы 1941 г. оказались фатально ограничены.
Бесплатно
Фронт и тыл России в Первой мировой войне: взаимовосприятие и взаимодействие
Статья научная
В статье дается обобщенное изложение закономерностей взаимовосприятия и взаимодействия фронта и тыла России в годы Первой мировой войны. В работе оспаривается концепция «удара в спину» накануне революции 1917 г. как слабо согласующаяся с исторической реальностью. Как более продуктивная ей противопоставляется концепция современной войны, которой не соответствовали усилия России в 1914-1918 гг. Главное внимание уделяется основным этапам борьба за создание единого центра организации страны для обороны между военными и гражданскими властями, Государственной думой и общественными организациями. Оцениваются попытки армейского командования, штабов Северного и Западного фронтов выйти из подчинения Петроградского военного округа, в целом центральных властей. Анализируются меры военного командования по мобилизации ресурсов тыла, его попытки противодействовать различным проявлениям социально-политической дестабилизации и социально-экономической деструкции на фронте и в тылу. Делается вывод о неудаче попыток создания единого центра страны для обороны, неудаче налаживания сотрудничества между государственными и общественными силами, а также о нарастании сопротивлении традиционалистских, бюрократических сил усилиям по мобилизации населения, утраты фронтом своих мобилизующих функций.
Бесплатно