Песня Mother группы Pink Floyd в фильме А. Паркера The wall (1982): интермедиальный аспект
Автор: Герасимова А.Д., Хохряков А.Л.
Журнал: Мировая литература в контексте культуры @worldlit
Рубрика: Проблемы рецепции и интерпретации в мировой литературе и культуре
Статья в выпуске: 17 (23), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья рассматривает проблему преобразования рок-поэтического текста в смыслообразующий компонент кино на примере перехода песни Mother (сл. муз. Р. Уотерс, 1979) группы Pink Floyd в аудио-визуальный ряд художественного фильма Pink Floyd: the Wall (реж. А. Паркер, 1982). Статья опирается на анализ киносценария упомянутого фильма, выявляя специфику отношений автор - сценарист, сценарист - режиссёр, автор - режиссёр. Полилог песни, сценария и его киновоплощения ведёт к появлению визуального ряда, который вводит новых героев и выстраивает связи с другими сценами фильма. Соединяя текст и визуальные образы, киноязык развивает заложенную в песне полемику философских концепций З. Фрейда, К. Юнга и Э. Фромма. Приём перекрёстного монтажа способствуют невербальной коммуникации со зрителем, раздвигая границы восприятия художественного произведения. Авторы статьи приходят к выводу о существовании различных форм диалога, который рождается в интермедиальном переходе от текста песни к его аудио-визуальному воплощению.
Рок-лирика, рок-поэзия, pink floyd, the wall, роджер уотерс, алан паркер, кинематограф, монтаж, саунд-трек, интермедиальность
Короткий адрес: https://sciup.org/147242776
IDR: 147242776 | DOI: 10.17072/2304-909X-2023-17-138-151
Список литературы Песня Mother группы Pink Floyd в фильме А. Паркера The wall (1982): интермедиальный аспект
- Бараниченко Н. В. Человек и сцена: перформативные практики в антропологии мирового театра // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2016. №10 (231). С.53–61.ния: 06.04.2023).
- Виды монтажа. Киностудия высшей школы режиссёров и сценаристов. URL: https://kinoshkola.org/pages/b461a0e6-c2d6-4716-8c56-bcbbcdbf7fca (дата обращения: 23.10.2023).
- Гаспаров М. Л. Метрическое стихосложение // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. Т. 4: Лакшин–Мураново. 1967. С. 810–811.
- Гаспаров М. Л. Строфа // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 425.
- Гутова Л. А. Инициальный обряд и мотивы инициации в фольклоре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №7–2 (85). С. 239–243.
- Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1995. 391 c.
- Иванова Е. Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах: Авто-реф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 16 с. URL: https://www.disser-cat.com/content/intertekstualnye-svyazi-v-khudozhestvennykh-filmakh (дата обращения: 23.10.2023).
- Карабущенко П. Л. Карнавальная культура: Пикник на обочине средневековой истории // ВЭ. 2021. №2. С.39–43.
- Максудова Е. А., Максудов М. Ю. Современные психологические подходы к работе с эмоционально-личностными нарушениями // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24). С. 341–344.
- Мельникова О. А. Интердискурсивность как коммуникативный феномен (на материале поздних альбомов Pink Floyd): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Мельникова Олеся Александровна. Тверь, 2004. 15 с.
- Мишина Т. В., Подольская И. Н., Самсоненко Т. А. Театрализация как метод режиссуры театрализованных представлений и праздников // International Journal of Professional Science. 2021. №8. С. 32–38.
- Нехорошев Л. Н. Драматургия фильма. М.: ВГИК, 2009. 344 с.
- Патраков А. “Pink Floyd – the Wall”: зритель и коллективная память // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. №8 (41). С. 97–111.
- Пителин Н. О. Творчество послевоенного поколения рок-музыкантов (на материале двойного альбома “The Wall” британской рок-группы “The Pink Floyd”) / Н. О. Пителин, М. В. Гордова // Актуальные вопросы гуманитарных наук глазами молодежи: сборник научных статей по итогам IX международной и X межвузовской научных конференций студентов и молодых ученых – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2016. С. 166–174.
- Пырьев Е. А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2017. №2. С. 34–38.
- Трошина Е. Архетип матери и супружеские отношения // Ungpsy: Юнгиан-ская психология в России, 2016. URL: http://jungpsy.ru/?p=738 (дата обращения: 23.10.2023).
- Уорд П. Композиция кадра в кино и на телевидении. М: ГИТР, 2005. 196 с.
- Федоров А. А. Концепция литературного творчества Умберто Эко и воплощение модели писателя «Умберто Эко - М-автор» // Российский гуманитарный журнал. 2016. № 6. С. 543–553.
- Фромм Э. Искусство любить. М.: АСТ, 2022. 224 с.
- Хохряков А. Л. Эволюция песенного творчества «Битлз» и интертекстуальные мотивы // Филологическая наука и образование: тенденции и инновации. Сборник конкурсных научно-исследовательских работ студентов, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский институт экономики и финансов, ООО «Научно-методическое объединение «ИЖ-Логос», Удмуртский государственный университет. Пермь, 2019, С. 106–116.
- Чагина А. П. Сравнительный анализ романа М. Пуига "Поцелуй женщины-паука" и сценария Л. Шредера к одноимённому фильму // Мировая литература в контексте культуры. 2018. №7 (13). С. 147–155.
- Чистова С. С. Метафорическое моделирование действительности в альбоме рок-группы Pink Floyd “The Wall” // Учимся понимать Россию: Политическая и массмедийная коммуникация. Материалы Международной научной конференции. Отв. ред. А.П. Чудинов. 2018. Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), С. 284–289.
- Эйзенштейн С. М. Монтаж // Монтаж: сб. ст. к 100-летию со дня рожд. – М.: Изд-во ВГИК, 1998. С. 63–101.
- Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / К.Г. Юнг. – СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.
- Geddy M. E. “A Crack in the Ice”: Attachment and Insanity in Pink Floyd's The Wall (Georgia Southern University, 2018) University Honors Program Theses. 334. URL: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/honors-theses/334 (last accessed: 23.10.2023).
- Jankowska B. Distorted Identity, Madness and Trauma: the Struggle for Identity in Pink Floyd’s the Wall (Nicolaus Copernicus University) // CURRENTS. A Journal of Young English Philology Thought and Review, Vol. 4: Beyond Horizon, Toruń 2018, pp. 129–145.
- Nilufar M. Deconstructing Pink Floyd The Wall (University of Bradford, 2016). URL: https://www.researchgate.net/ publication/316513649_ Deconstructing_ Pink_ Floyd_The_Wall (last accessed: 23.10.2023).
- Pink Floyd Lyrics: Mother // AZLyrics. URL: https://www.azlyrics.com/lyr-ics/pinkfloyd/mother.html (last accessed: 23.10.2023).
- Rhythm and Meter in English Poetry // Encyclopedia of poetry and poetics: Princeton University Press, 1965. Description: xxiv, 906 p. URL: https://www.writ-ing. upenn.edu/~afilreis/88/meter.html (last accessed: 23.10.2023).
- Stepanov D. Перекрёстный монтаж // Теория монтажа. Часть 4. URL: https://medium.com/daste/theory-of-video-editing-part4-73b63a6ce04c (дата обращения: 25.05.2023).
- The Who. Tommy. URL: https://genius.com/albums/The-who/Tommy (last ac-cessed: 23.10.2023).
- Urick В. Mother / Pink Floyd's 'The Wall': A Complete Analysis. URL: https://thewallanalysis.com/mother/ (last accessed: 23.10.2023).
- Webber A. L., Rice T. Jesus Christ Superstar - A Rock Opera. URL: https://ge-nius.com/albums/Jesus-christ-superstar-original-studio-cast/Jesus-christ-superstar-a-rock-opera (last accessed: 23.10.2023).