Понятие и последствия признания договора недействительным. Особенности нотариальной защиты прав контрагентов

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются спорные моменты при заключении договоров с недвижимым имуществом. Анализируются ключевые составляющие данного явления, его основные черты и правовое регулирование. Исследуется сущность недействительных сделок и основные аспекты их нотариального удостоверения, а также судебная практика при возникающих спорах. Автор приходит к выводу о том, что участие нотариуса позволяет повысить степень защищенности участников сделки.

Нотариальные действия, недействительный договор, сторона сделки, имущество, судебный спор

Короткий адрес: https://sciup.org/170201594

IDR: 170201594   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-12-3-257-260

Текст научной статьи Понятие и последствия признания договора недействительным. Особенности нотариальной защиты прав контрагентов

Термин «недействительность», исходя из своей этимологии, означает отсутствие правового действия/эффекта, а также правовых последствий. Исходя из этого, «недействительный договор » представляет собой действие, не обладающее качествами юридического факта, порождающего гражданско-правовые последствия, обусловленное наличием одного или нескольких признаков, таких как: (1) незаконность содержания; (2) несоблюдение формы; (3) несоответствие воли и волеизъявления; (4) неспособность гражданина осознавать смысл совершаемых действий при участии в сделке.

Рассмотрим два основных вида недействительных сделок: оспоримые и ничтожные. Считается, что ничтожные недействительны с момента их заключения, и для их признания таковыми никакого дополнительного юридического действия не требуется [1]. Для признания же оспоримой сделки недействительной, естественно, требуется судебное решение. Главное отличие в том, что в первом случае договор недействителен в течение всего срока действия с момента заключения. А в оспоримой сделке, как правило, - с момента, как соответствующее решение выносит суд.

Стоит отметить, что статьей 170 ГК РФ определено, что ничтожные сделки под- разделяются на (1) мнимые - совершаются лишь для вида (должник, во избежание требований кредиторов, дарит квартиру родственнику, при этом фактической передачи имущества не происходит - он продолжает проживать в этой квартире, платить коммунальные платежи и налоги). (2) Притворные - преследуется цель «прикрыть» одной сделкой другую (избежание уплаты налога с дарения недвижимого имущества между посторонними лицами, например бывшими супругами, заключается договор купли-продажи, при этом фактически передачи денег не производится).

В качестве общего признака недействительности договоров, некоторые авторы [2] выделяют «порок», вследствие которого потерпевшей стороне приходится формировать доказательственную базу о том, что права действительно были нарушены. Порок может выражаться в содержании сделок; воле и волеизъявлении сторон; а также в форме и нарушении требований об обязательной государственной регистрации. При этом имеется ограничение, когда сторона сделки знала или должна была знать о первопричинах недействительности, но своими действиями подтвердила собственное намерение на её совершение. Здесь очень точно подмечен Агнессой Олеговной [3] тот факт, что государствен- ная регистрация не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина.

Своего рода аннулирование сделки позволяет в большинстве случаев защищать имущественные интересы лиц, ставших жертвами мошенничества, подделки документов, обмана или просто на просто не отдавали отчёт своим действиям. Безусловно, в первую очередь речь идёт о простых гражданах, которые в силу законодательной неосведомлённости и, порой, излишней доверчивости становятся заложниками обстоятельств. В ряде случаев даже специалистам в области права бывает трудно выявить истинные намерения сторон. Это отчётливо видно на примере, когда фактически совершается договор купли-продажи с передачей денежных средств от одного лица другому, но, например, из-за предстоящего банкротства стороны, между ними заключается договор дарения. Очевидно, что существует потребность в совершенствовании нормативной базы, посредством обобщения и создания инструмента выявления ничтожных сделок.

В то же время в российской юридической практике есть случаи, когда лицо, руководствуясь недобросовестными намерениями, стремится признать сделку недействительной. В качестве примера из судебной практики можно привести Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2022 № 304-ЭС20-20966(2,3) по делу № А46-21920/2018. Фабула дела: Финансовый управляющий просила признать недействительным брачный договор между М., признанным банкротом, и его женой. Суды требование удовлетворили, указав, супруги действовали недобросовестно, не раскрыли реальные мотивы заключения брачного договора. Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационных жалоб М. и его жены для рассмотрения Судебной коллегией ВС РФ, согласившись с решениями нижестоящих инстанций.

Комментируемое определение интересно, поскольку демонстрирует применение в отношении брачного договора положений о добросовестном или недобросовестном поведении участников оборота. Суды, решения которых поддержал Верховный Суд РФ, исходили из того, что поведение М. и его жены по изменению законного режима супружеской собственности отвечало признакам недобросовестности и было направлено на уклонение от обращения на него взыскания по долгам, так как по условиям спорного договора нажитое в браке имущество признавалось личным имуществом жены. В качестве дополнительного аргумента подчеркивается, что брачный договор не должен искусственно ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, например, вследствие существенной непропорциональности долей в общем имуществе (п. 3 ст. 42 СК РФ). Как видим, условия брачного договора о непропорциональном распределении супружеского имущества могут оказаться аргументом не только в споре между супругами, но и при оспаривании договора кредиторами супругов или финансовым управляющим.

Так, напрашивается вывод о целесообразности применения правозащитной функции института нотариата в вопросе совершенствования внесудебной защиты прав сторон договора. Это обусловлено тем, что любой нотариус осуществляет свою деятельность от имени государства и выполняет очевидные функции по защите права и интересов физических и юридических лиц, предопределяя публичноправовой статус, а также повышенные требования к компетенции. При осуществлении всей своей деятельности нотариус подчинён строгому регламенту и формам, что формирует основу атмосферы законности при осуществлении перечисленных обязательств.

Прежде чем приступить к составлению договора, а тем более к его удостоверению, необходимо выяснить, способно ли совершающее сделку лицо понимать значение своих действий и/или руководить ими, не заблуждается ли оно в отношении сделки, не совершает ли оно свои действия в результате обмана, насилия или угрозы,

Обобщая вышеизложенное, согласимся злонамеренного соглашения представителя одной стороны сделки c другой или стечения тяжелых обстоятельств, a равно выявить иные обстоятельства, на основании которых в соответствии c ГК РФ сделка может быть признана недействительной [4].

К тому же, важно не только найти подход к каждому клиенту, но и объяснить простым языком вещи, недоступные юридически неграмотным субъектам. Обладая необходимыми знаниями и опытом, нотариус как никто другой сможет оказать необходимую юридическую помощь сторо- нам при подготовке договора или соглашения, предварительно проверив отчуждаемый объект недвижимости на отсутствие обременений, а у лиц, совершающих сделку – их волеизъявление и дееспособность, тем самым снизив риск заключения незаконных сделок. Это играет большую роль в системе защиты прав граждан, а также предопределяет судьбу сделки, отсекая на таком предварительном этапе мнимые и притворные сделки, уменьшая нагрузку на судейский аппарат. Помимо того, добросовестные приобретатели получают возможность избежать длительных судебных разбирательств, экономя своё время, нервы и деньги.

Решение о совершении нотариального действия нотариус принимает самостоя- тельно, руководствуясь соответствием такого действия закону, представленным документам и обстоятельствам, поскольку несёт за это не только материальную, но и уголовную ответственность.

с понятием, которое предлагают авторы [5]: «Нотариат представляет собой негосударственный социально-правовой институт, которому государством делегированы отдельные полномочия властного характера по осуществлению одной из важнейших функций – защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц». Тем самым подчеркивая тот факт, что нотариат является связующим звеном между гражданским обществом и государством, обуславливая свою уникальную двойственную природу – находиться в балансе между интересами общими и част- ными.

Мы, несомненно, считаем, что участие нотариуса позволяет повысить степень защищенности участников при заключении договоров, что уже отражает позитивное воздействие на данную область права. Это обусловлено тем, что обладая определенными знаниями и соответствующей квалификацией, нотариус гарантирует равную правовую защиту сторонам договора, независимо от их статуса, интересов, имущественного положения и других факторов. Удостоверенные им сделки не только повышают общественное признание и доказательственную силу, но и являются реальной юридической гарантией, направленной на пресечение и предотвращение судебных споров. Нотариус знакомит за- интересованных лиц со всеми правовыми последствиями совершаемой сделки, позволяя обеспечить формирование подлинной воли сторон и затрудняя их оспаривание недобросовестной стороной.

Список литературы Понятие и последствия признания договора недействительным. Особенности нотариальной защиты прав контрагентов

  • Казаченок О.П., Степанова И.А. Правовые последствия влияния экономических санкций на исполнение внешнеэкономических контрактов // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2022. - Т. 21, № 4 - С. 77-82. EDN: RQITQZ
  • Казанцева К. Ю. Актуальные проблемы признания сделки недействительной как способа защиты гражданских прав // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2021. - № 2 (31). - С. 21-29.
  • Иншакова, А.О. Свобода договора как основополагающий принцип гражданского права / А.О. Иншакова, Я.А. Станчуляк // Дневник науки. - 2020. - № 9(45). - С. 34. EDN: QCAHYQ
  • Нотариат: Учебник и практикум / А.Я. Рыженков, А.О. Иншакова, И.В. Балтутите [и др.]. - 1-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020.
  • Гончарова Н.В., Иншакова А.О., Казаченок О.П., Остапенко И.А., Тымчук Ю.А. Нотариат в гражданском обороте: в России и за рубежом: монография / Под ред. А.О. Иншаковой. - М., 2017. EDN: VIPZZJ
Статья научная