Портрет А.А. Челищева работы О.А. Кипренского и детский портрет 1790-1800-х годов

Автор: Гудыменко Юрий Юрьевич

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Культурное наследие

Статья в выпуске: 2 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

Выдающееся произведение русской портретной живописи - портрет А.А. Челищева кисти Кипренского - в настоящей статье рассматривается в контексте бытования в России на рубеже XVIII - начала XIX веков детского портрета. Чтобы понять степень уникальности картины Кипренского для своего времени, необходимо - и это главная задача настоящей статьи - выявить и проанализировать максимально большее количество детских портретов. Тогда особенности и степень уникальности портрета Челищева заявят о себе гораздо яснее и рельефнее. Актуальность исследования заключается в том, что наряду с заметными произведениями Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ж.-Л. Монье в статье рассматриваются малоизвестные работы С. Тончи, М. Квадаля, К. Барду и целый ряд картин, исполненных неизвестными художниками. Отдельное место занимает обоснование авторства Ж.Ж.Л. Нигрис в портрете Н.П. Строгановой из собрания Эрмитажа, являющегося одним из выразительных детских образов, созданных в самом начале XIX столетия.

Еще

Детский портрет, ж.ж.л. нигрис, портрет а.а. челищева работы о.а. кипренского,

Короткий адрес: https://sciup.org/140296444

IDR: 140296444   |   DOI: 10.53115/19975996_2022_02_074-077

Список литературы Портрет А.А. Челищева работы О.А. Кипренского и детский портрет 1790-1800-х годов

  • Алексеева Т. В. Исследования и находки. – М.: «Искусство», 1976. – 160 с.
  • Брук Я. В. «… Безрассудный Орест». Молодые годы Кипренского / Кипренский Орест. Переписка. Документы. Свидетельства современников. – СПб.: «Искусство – СПб», 1994. – С. 61–102.
  • Гудыменко Ю. Ю. Мотив ночи в портретах Ж.-Л. Монье и русская живопись 1800-х годов // Россия и Франция. XVIII–XX века. Выпуск 10. – М., 2011. – С. 72–82.
  • Гудыменко Ю. Ю. Новые мотивы в портретном искусстве России начала XIX века // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. № 59 (2020). – СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2020. – С. 48–55.
  • Гудыменко Ю. Ю. Традиции и новаторство в творчестве О. А. Кипренского: портрет А. К. Швальбе // Художественное образование и наука. – 2021, № 3 (28). – М.: Российская государственная специализированная академия искусств, 2021. – С. 94–100.
  • Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский. 1782–1836. – М.: «Искусство», 1988. – 349 с.
  • Клементьева Е. Б. Жан Лоран Монье в России // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы: сборник статей. Вып. 8. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004. – С. 94–116.
  • Коваленская Н. Н. История русского искусства первой половины XIX века. – М.: «Искусство», 1951. – 200 с.
  • Левицкий Дмитрий Григорьевич. 1735–1822. Каталог. – Л.: «Искусство», 1987. – 142 с.
  • Немилова И. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже. Научный каталог. – Л.: «Искусство», 1982. – 492 с.
  • Историко-художественная выставка русских портретов, устраиваемая в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в боях воинов. Иллюстрированный каталог-реконструкция выставки 1905 года. Вып. 1. / Автор проекта Н. В. Окуренкова. – М.: «Минувшее», 2016. – 387 с.
Еще
Статья научная