Практика применения цифровых технологий для формирования общественного сознания (на примере дистанционного электронного голосования)
Автор: Лукушин В.А.
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политические процессы, политические технологии и практики
Статья в выпуске: 6, 2024 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье представлены результаты исследования актуальной практики применения цифровых технологий в целях формирования общественного сознания на примере дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Российской Федерации. Методика исследования базируется на последовательном применении когнитивного картирования цифрового контента и автоматизированного социально-медийного анализа информационных потоков, способствующих легитимации системы ДЭГ в массовом сознании россиян. Определяются основные характеристики данного информационного потока в контексте эффективности применения для влияния на общественное сознание.
Дистанционное электронное голосование, цифровые технологии, социальные медиа, общественное сознание, общественное мнение, выборы, избирательный процесс, легитимация, легитимность
Короткий адрес: https://sciup.org/170207663
IDR: 170207663 | DOI: 10.24412/2071-5358-2024-6-60-65
Текст научной статьи Практика применения цифровых технологий для формирования общественного сознания (на примере дистанционного электронного голосования)
Проблемное поле. Общественное сознание в самом широком понимании понимается как отображаемая в знаково-символической форме ориентировочная основа жизнедеятельности общества, как духовная составляющая его существования, которая содержит осмысленный им в определенном культурно-историческом контексте опыт человечества, оценку своего текущего положения и возможного будущего, доминирующие представления о системе основных ценностей-целей и ценностей-средств, об истине, о добре, справедливости и своем предназначении. Подобные характеристики теперь, в условиях радикального влияния на общественное сознание цифровых тех- нологий, интернет-коммуникаций, разного рода виртуальных форм взаимодействия, могут стать важным ресурсом для современных исследователей. Это позволяет предположить, что особенности массового сознания могут стать основой для изучения проявлений общественного сознания в цифровых системах сетевых коммуникаций, в том, что содержит в себе цифровой контент, используемый в процессе взаимодействия в различных интернет-сообществах. В этом случае для изучения подобных проявлений общественного сознания можно ожидать более интенсивного использования технологий анализа больших данных, без которых сейчас уже практически немыслимо сколь-нибудь серьезное исследование всего того, что связано с сетевыми сообществами и цифровыми формами взаимодействия [Бродовская, Домбровская, Огнев 2024].
В контексте исследования процесса формирования общественного сознания в цифровую эпоху значимыми являются коммуникативные концепции, затрагивающие широкий пласт проблем, в т.ч. формирование общественного мнения, легитимацию политических институтов и взаимодействие по линии «власть – общество». Иccледователи акцентируют особое внимание на изменениях формы и содержания процесса легитимации под влиянием коммуникативных факторов, одним из которых является изменение модели коммуникации в современном обществе, вызванное повсеместным внедрением цифровых коммуникаций. В частности, Д. Хелд высказывает предположение, что стремительное технологическое развитие и возрастающее погружение общественно-политических отношений в пространство массовых коммуникаций формируют новые контуры легитимности и легитимации власти и являются предметом углубленных исследований [Хелд 2004].
Одна из таких концепций предложена также Ю. Хабермасом и формирует общие представления о легитимности как части процесса непрерывного взаимодействия власти и населения [Хабермас 2010]. Согласно данной концепции, власть поддерживает коммуникацию с обществом для того, чтобы демонстрировать свое моральное право и возможность принимать политические решения, достигать реализации общего блага на основе групповых ценностей и идентичностей, разделяемых устойчивым большинством [Хабермас 1993]. В связи с этим легитимация, по Хабермасу, представляет собой процесс выстраивания этого взаимодействия, т.е. коммуникативный акт, в котором власть убеждает население в своей правомочности, а население соглашается с доводами власти.
Рассматривая феномен власти через призму социальной коммуникации, Н. Луман исследует причину легитимации власти, которая, по мнению автора, заложена значительно глубже осязаемых факторов. Луман сознательно отказывается от политико-правового определения легитимности как веры в обязательность власти, указывая на нежизнеспособность такой модели в условиях динамично меняющегося общества [Луман 2001]. В этой форме легитимация представляется не столько правовым процессом, сколько коммуникативным и формирующим по отношению к обществу определенную социальную норму, постепенно превращаемую в традицию [Алексеенко 2012]. Схожим образом в концепции Т. Ван Дейка власть в обществе заключается в контроле над публичным дискурсом, который позволяет контролировать действия людей посредством формирования массового сознания граждан, включающего знания, отношения, идеологии, нормы и ценности [Ван Дейк 2013]. Формирование публичного дискурса способствует повышению легитимности власти и легитимации ее решений.
В настоящей статье представляются результаты исследования актуальной практики применения цифровых технологий в целях формирования общественного сознания на примере дистанционного электронного голосования в Российской Федерации. Помимо относительной новизны, система ДЭГ существенным образом трансформирует избирательный процесс и политическую систему в целом, что обусловливает повышенный исследовательский интерес к данному явлению, в т.ч. в части взаимосвязи с массовыми общественными настроениями и ожиданиями [Лукушин 2024].
Методика исследования. Методика базируется на последовательном применении следующих исследовательских методов: когнитивного картирования тематического контента и автоматизированного социально-медийного анализа информационных потоков. Для социально-медийного анализа выборочная совокупность составляет свыше 680 тыс. публикаций, размещенных в период проведения следующих избирательных кампаний: Единый день голосования 2022 г., Единый день голосования 2023 г., выборы президента Российской Федерации 2024 г. в предэлекторальный, электоральный и постэлекторальный периоды в российском сегменте социальных медиа. Общая глубина анализа – 14 месяцев. Маркеры идентификации тематического контента, составляющие перечень поисковых запросов, отобраны в ходе реализации когнитивного картирования контента и отражают лексические конструкции (слова, словосочетания), соответствующие информационным потокам обеспечения легитимности дистанционного электронного голосования в российском сегменте социальных медиа (200 конструкций). Для сбора и обработки данных автоматизированного социально-медийного анализа использован мониторинговый сервис «Медиалогия».
Основные результаты. Последняя федеральная кампания выступила значимым триггером деятельности сетевых акторов, направленной на повышение доверия граждан к системе ДЭГ и сопровождение практик масштабирования онлайн-голосования. Необходимо учесть, что в ходе президентских выборов система ДЭГ применялась в рекордном числе субъектов Российской Федерации, что также повлияло на обсуждение онлайн-голосования в социальных медиа. Важной особенностью информационных потоков легитимации ДЭГ являются относительно невысокие показатели охвата (численность аудитории просмотревших публикации или напрямую контактирующих с ними любым возможным образом), несмотря на ежегодное увеличение объема представленности легитимирующих материалов в информационном пространстве. Указанное обстоятельство также негативно влияет на видимость такого контента массовой аудиторией, что снижает эффект влияния на общественное сознание.
Содержание информационного потока легитимации ДЭГ отвечает намерению формирования у граждан Российской Федерации общей электоральной установки, популяризации данной формы волеизъявления среди населения и достижения максимального уровня информированности избирателей. Об этом свидетельствует частота употребления общих категорий, относящихся к избирательному процессу в целом («голосование», «сентябрь», «выборы», «участие», «выбираем») . Кроме того, использование ДЭГ на выборах регионального уровня активизирует информационные кампании в данных субъектах федерации. Применение системы онлайн-голосования стимулирует избирательные комиссии, политические партии, кандидатов и институты гражданского общества к интенсификации информационной работы с избирателями посредством социальных медиа. Кроме прочего,

Рисунок 1. Семантическое ядро информационного потока легитимации дистанционного электронного голосования в российском сегменте социальных медиа сформированное семантическое ядро информационного потока доказывает выдвинутый ранее тезис о доминировании технологического вектора в процессе продвижения системы ДЭГ и укрепления доверия граждан к системе онлайн-голосования. Высокую частотность показывают категории «возможность», «электронное», «современный», «удобство», «доступность», «быстрый» и схожие.
Информационный поток легитимации ДЭГ в наибольшей степени локализован в мессенджере Telegram , который за исследовательский период значительно нарастил аудиторию и выступает наиболее политизированной русскоязычной цифровой площадкой (26%). Отдельные характеристики локализации информационного потока обусловлены скорее доминирующими форматами контента. Например, легитимирующий контент чаще всего представлен в социальных сетях ВКонтакте (31%) и Одноклассники (19%), где доминируют информационные, новостные материалы, а также широко развита деятельность государственных структур, избирательных комиссий, общественных объединений и политических партий, в т.ч. на региональном и локальном уровнях. В условиях гибридизации медиасреды и перераспределения цифрового контента между различными сегментами необходимо учитывать формируемые на самых разных площадках материалы, относящиеся к общественно значимым политическим вопросам.
В структуре аудитории информационного потока легитимации ДЭГ показатели представленности молодежной аудитории значительно снижены; основу аудитории составляют пользователи в возрасте от 40 до 59 лет (47%), а также старшее поколение – пользователи старше 60 лет (22%). Менее трети общего объема аудитории потока приходится на более молодые возрастные группы пользователей социальных медиа. Следовательно, молодежь пока находится вне информационного контура, легитимирующего ДЭГ, формируемого государством, участниками избирательного процесса и институтами гражданского общества. С точки зрения геолокационных характеристик ядром аудитории информационного потока легитимации является Центральный федеральный округ (39%). Данное обстоятельство обусловлено наибольшей практикой реализации онлайн-голосования в данных субъектах Российской Федерации, а также полномасштабное использование ДЭГ на выборах в столичном регионе на протяжении исследуемого периода. Повышена представленность потока также в регионах СЗФО (13%) и ПФО (11%), которые также чаще других участвовали в применении ДЭГ на выборах.
Заключение. По результатам проведенного исследования можно констатировать нарастающий характер практического применения современных цифровых технологий для формирования общественного сознания в сфере дистанционного электронного голосования (ДЭГ) одновременно с увеличением масштаба представленности и распространенности данной формы волеизъявления граждан. Помимо относительной новизны, система ДЭГ существенным образом трансформирует избирательный процесс и политическую систему в целом, что обусловливает повышенный исследовательский интерес к данному явлению, в т.ч. в части взаимосвязи с массовыми общественными настроениями и ожиданиями. Эффективность применения обозначенных коммуникативных практик в целях легитимации ДЭГ имеет тенденцию к росту, что подтверждается полученными данными социально-медийного анализа. Использование системы онлайн-голосования стимулирует избирательные комиссии, политические партии, кандидатов и институты гражданского общества к интенсификации информационной работы с избирателями посредством социальных медиа. При этом данная коммуникационная работа с точки зрения технологического обеспечения не лишена недостатков, требующих повышенного внимания ответственных структур.
Список литературы Практика применения цифровых технологий для формирования общественного сознания (на примере дистанционного электронного голосования)
- Алексенко А.В. 2012. Концепция легитимации политико-правовых решений Никласа Лумана. - Право и политика. № 3. С. 586-587. EDN: OJZCWE
- Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Огнев А.С. 2024. Общественное сознание как предмет современных научных исследований. - Власть. Т. 32. № 3. С. 127-132. EDN: ULGSKQ
- Ван Дейк Т. 2013. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Либроком. 344 с.
- Лукушин В.А. 2024. Вопрос доверия: анализ цифрового контента легитимации и делегитимации системы ДЭГ в российских социальных медиа. -Власть. Т. 32. № 3. С. 9-16. EDN: JWKWMQ
- Луман Н. 2001. Власть. М.: Праксис. 256 с.
- Хабермас Ю. 1993. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма. - Тезис. № 2. С. 123-136.
- Хабермас Ю. 2010. Проблема легитимации позднего капитализма. М.: Праксис. 264 с.
- Хелд Д. 2004. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. М.: Праксис. 576 с.