Проблема межкультурного диалога в современном функционировании этномедицинских практик населения бассейна верхней Амазонки

Бесплатный доступ

На рубеже XX-XXI вв. в фокусе внимания социальных антропологов, изучающих этномедицину бассейна Амазонки, все чаще оказываются не только бытование этномедицины в автохтонной культуре, но и трансформации целительских традиций, которые происходят в результате межкультурных контактов, заметно интенсифицировавшихся в этот период и связанных с появлением в регионе большого количества неошаманских центров, практикующих церемонии с применением растительных галлюциногенов и ориентированных преимущественно на этнотуристов из индустриальных стран Запада. В работе над статьей автор использует данные своего полевого исследования, полученные в неошаманских центрах, которые сочетают использование методов и подходов к терапии, принадлежащих традиции этномедицины коренного населения бассейна Амазонки Перу, и методов современной западной биомедицины и психотерапии. В статье проводится сравнительный анализ практики неошаманских центров и традиционного целительства шаманов (курандерос) в бассейне Амазонки. Выделяется ряд инноваций в их деятельности, способствующих взаимопониманию пациентов и целителей и созданию условий для достижения терапевтического эффекта: участие дипломированных западных врачей и психологов в диагностике и консультировании пациентов, применение элементов методов западной групповой психотерапии (нео)шаманами и, в частности, больший удельный вес вербальных контактов по сравнению с традиционным целительством. Обосновывается тезис о том, что в основе продуктивного контакта пациентов и целителей неошаманских центров лежат, с одной стороны, освоение обеими сторонами взаимодействия элементов картины мира и языка партнеров по общению и, с другой стороны, интерпретация посредников, представляющих западную культуру и приобщенных к традиции амазонских курандерос.

Еще

Этномедицина бассейна амазонки, латинская америка, перу, глобализация, аяуаска, растительные галлюциногены, межкультурная коммуникация, межкультурные контакты, этнотуризм, наркотуризм, неошаманские центры, транскультурная психиатрия, недирективные методы психотерапии, патернализм в медицине

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14951206

IDR: 14951206   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-122-131

Список литературы Проблема межкультурного диалога в современном функционировании этномедицинских практик населения бассейна верхней Амазонки

  • Мадер Э. Атака зелёной магии. Интеркультурные процессы в шаманизме шуаров (Эквадор)//Этнографическое обозрение. -2000. -№ 5. -С.70-87.
  • Ракуц Н.В. Иезуитские миссии (редукции) испанской Южной Америки в контексте проблемы симбиоза культур//Этнографическое обозрение. -2013. -№ 3. -С. 102-116.
  • Brabec de Mori B. Tracing Hallucinations: Contributing to a Critical Ethnohistory of Ayahuasca Usage in the Peruvian Amazon//Labate, B.C., Jungaberle, H. (eds.): The Internationalization of Ayahuasca. -Zürich: LIT-Verlag. -2011. -Pp.23-48.
  • Labate, B. C., Cavnar C. (ed.): Ayahuasca Shamanism in the Amazon and Beyond. -New York: Oxford University Press. -2014. http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199341191.001.0001
  • Hendrickson, B. Border Medicine: A Transcultural History of Mexican American Curanderismo. -New York University Press. -2014.
  • Luna, L.E. Vegetalismo -Shamanism Among the Mestizo Population of the Peruvian Amazon. -Stockholm: Almqvist & Wiksell International. -1986.
  • Luna, L.E. Indigenous and mestizo use of ayahuasca. An overview//Rafael Guimarâes dos Santos (ed.): The Eth-nopharmacology of Ayahuasca. -2011. -Pp. 1-21.
  • Dobkin de Rios, M., Rumrrill, R. A Hallucinogenic Tea, Laced with Controversy: Ayahuasca in the Amazon and the United States. -Westport. -2008 DOI: 10.1111/j.1708-8305.2009.00325.x
  • Dobkin de Rios, M. The Psychedelic Journey of Marlene Dobkin de Rios: 45 Years with Shamans, Ayahuasqueros, and Ethnobotanists. -Park Street Press. -2009.
  • Fotiou, E. From Medicine Men to Day Trippers: Shamanic Tourism in Iquitos, Peru. -PhD Dissertation in Anthropology. -University of Wisconsin. -2010. URL: http://www.neip.info/downloads/Fotiou_Ayahuasca_2010.pdf (дата обращения: 19.04.2014)
  • Luna, L.E. Some Reflections on the Global Expansion of Ayahuasca//Labate, B.C., Jungaberle, H. (eds.): The Internationalization of Ayahuasca. -Zürich: LIT-Verlag. -2011. -Pp. 123-130.
  • Lewis, S. Ayahuaska and Spiritual Crisis: Liminality as Space for Personal Growth//Anthropology of Consciousness. -2008. -Vol. 19. -Issue 2. -Рp. 109-133.
  • Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. -М.; Харьков; Минск: Питер. -2000.
  • Mabit, J. Blending Traditions: Using Indigenous Medicinal Knowledge to Treat Drug Addiction//MAPS, Bulletin of the Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies. -2002. -Vol. XII. -na 2. -Pp. 25-32.
  • Labate, B.C., Jungaberle, H. (eds.). The Internationalization of Ayahuasca. -Zürich: LIT-Verlag. -2011.
  • Орлова М.О. Методологические подходы к изучению латиноамериканских целительских практик с использованием растительных галлюциногенов//На перекрестке миграции: от теоретических моделей к практическим решениям. Сборник материалов 4 Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития». -М. -ГБОУ ВПО МГППУ. -2013. -с.76-77.
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. -М.: Институт психологии РАН, «Академический проект» Аспект Пресс. -1999.
  • Леви-Строc К. Структурная антропология. -М.: Наука. -1985.
  • Winkelman, M. Drug Tourism or Spiritual Healing? Ayahuasca Seekers in Amazonia//Journal of Psychoactive Drugs. -37:2. -2005. -Pp. 209-218 DOI: 10.1080/02791072.2005.10399803
  • Харитонова В.И. Введение. Хранители и исследователи сакральной культуры: диалог или противостояние?//Этнографическое обозрение. -2010. -№ 3. -С. 3-6.
  • Харитонова В.И. Работа с сакральными знаниями и практиками: методико-методологический аспект//Этнографическое обозрение. -2010. -№ 3. -С. 7-21.
  • Полевые материалы автора. Интервью с Джо Тафуром. Не опубликованный архив. -2014.
  • Полевые материалы автора. База пациентов центра Такиваси за 2013-2014 гг. Не опубликованный материал.
  • Полевые материалы автора. Интервью с российскими этнотуристами -пациентками центра Нихве Рао. Не опубликованный архив. -2012, 2014.
  • Курленкова А.С. Медицинская антропология и биоэтика в США и России: историографический и социокультурный анализ. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -М. -2013.
  • Mabit, J. Itinerary and testimony of Dr. Jacques Mabit, physician and shaman: A conversation with Frédérique Appfel-Marglin//Journal of the Intercultural Institute of Monreal. -Issue No 152. Identity and Religious Pluralism. -2007 Monreal, Canada. -Pp. 25-46.
Еще
Статья научная