Проблема начала знания. Размышления о волюнтаристской модели обоснования теистического убеждения

Бесплатный доступ

В статье обсуждается «волюнтаристская модель оправдания теистического убеждения», предложенная И. Г. Гаспаровым в качестве решения проблемы «преамбулы веры». Данная модель построена на пересечении релаябилистской эпистемологической теории Алвина Плантинги, его концепции чувства познания божественного (sensus divinitatis) и объяснении Фомой Аквинским наличия у любого человека смутного представления о Боге. Однако акцент на волевом начале, как кажется, идет вразрез с основной (инволюнтаристской) линией современной эпистемологии. В результате анализа «волюнтаристской модели» автор показывает расплывчатость предложенной И. Г. Гаспаровым модели. Причина этой расплывчатости кроется в двусмысленности в понимании того, на что направлена волюнтаристская концепция: И. Г. Гаспаров начинает свое рассуждение с проблемы оправдания теистического убеждения, но по мере развития аргументации все чаще говорит о признании эпистемическим агентом содержания теистического убеждения. Статья завершается сравнением категорий «обоснование» и «признание».

Еще

Волюнтаристская модель оправдания теистического убеждения, и. г. гаспаров, обоснование, признание, доксастический волюнтаризм

Короткий адрес: https://sciup.org/140303078

IDR: 140303078   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2023_4_174

Список литературы Проблема начала знания. Размышления о волюнтаристской модели обоснования теистического убеждения

  • Гаспаров И. Г. Sensus divinitatis и естественное знание о Боге // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1 (2). С. 47-59.
  • Гаспаров И. Г. Алвин Плантинга и Фома Аквинский о возможности естественного знания о Боге // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38. № 1. С. 261-283.
  • Гаспаров И. Г. Преамбула «преамбулы веры» // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №2 (10). С. 12-32.
  • Гаспаров И. Г. Эпикур, Фома Аквинский и sensus divinitatis: размышления об антологии Алвина Плантинги // Философия религии: альманах 2014-2015. М.: Наука, 2015. С. 530-544.
  • Карпов К.В. «Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием» и проблема доксастического волюнтаризма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (10). С. 33-46.
  • Audi R. Belief, Faith, and Acceptance // International Journal for Philosophy of Religion. 2008. Vol. 63. No. 1/3. P. 87-102.
  • Believing and Accepting / Ed. by P. Engel. Dordrecht: Kluwer, 2000. 302 p.
  • Bratman M. Practical Reasoning and Acceptance in a Context // Mind. 1992. Vol. 101. No. 401. P. 1-15.
  • Cohen L.J. An Essay on Belief and Acceptance. Oxford: Clarendon Press, 1992. 163 p.
  • Ginet C. Deciding to Believe // Knowledge, Truth and Duty / Ed. by M. Steup. New York: Oxford University Press, 2001. P. 63-76.
  • Plantinga A. Warranted Christian Belief. Oxford: Oxford University Press, 2000.
  • Rott H. Negative Doxastic Voluntarism and the Concept of Belief // Synthese. 2017. Vol. 194. P. 2695-2720.
  • Ryan Sh. Doxastic Compatibilism and the Ethics of Belief // Philosophical Studies. 2003. Vol. 114. No. 1/2. P. 47-79.
  • Steup M. Doxastic Voluntarism and Epistemic Deontology // Acta Analytica. 2000. Vol. 15. No. 1. P. 25-56.
  • Weatherson B. Deontology and Descartes' Demon // Journal of Philosophy. 2008. Vol. 105. No. 9. P. 540-569.
  • Williams B. Deciding to Believe // Problems of the Self. Philosophical Papers 1956-1972. Cambridge: Cambridge university press, 1973. P. 136-151.
Еще
Статья научная