"Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием" и проблема доксастического волюнтаризма

Автор: Карпов Кирилл Витальевич

Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 2 (10), 2021 года.

Бесплатный доступ

Настоящая статья посвящена проблеме доксастического волюнтаризма в свете эпистемологической формулы блж. Августина «Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием». Главный вопрос, рассматриваемый в статье - что вообще значит идея волевого контроля над формированием убеждений? В первой части автор представляет самую популярную теорию волевого контроля над убеждениями, построенную по аналогии с теорией контроля над действиями, а также наиболее распространенные аргументы в пользу и против волевого контроля над убеждениями. Во второй части анализируется известная формула блж. Августина «Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием». Раскрываются некоторые ее исторические предпосылки с точки зрения вопроса, можно ли считать элемент, обозначенный в этой формуле как «согласие», формой волевого контроля. В заключительной части поднимаются два вопроса: какому виду контроля согласие соответствует более всего - непосредственному (прямому) или опосредованному (косвенному), и к каким убеждениям он может быть применен. Показывается, что, во-первых, для решения вопроса о доксастическом контроле его необходимо решать для каждого вида убеждений отдельно, а, во-вторых, что при этом следует иметь в виду проблему осознанности / неосознанности при формировании убеждений. Автор также показывает, что августиновская идея согласия может быть проинтерпретирована как установление косвенного контроля через выполнение определенных эпистемических правил.

Еще

Доксастический волюнтаризм, обоснование убеждений, эпистемологический деонтологизм, непосредственный волевой контроль, опосредованный волевой контроль, блж. августин, уильям олстон, стоицизм, классификация убеждений

Короткий адрес: https://sciup.org/140294888

IDR: 140294888   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2021_2_33

Список литературы "Верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием" и проблема доксастического волюнтаризма

  • Aristotelis. Ethica Nicomachea / Ed. by I. Bywater. Oxford: Clarendon Press, 1894. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3atext%3a1999.01.0053 (дата обращения: 25.07.2021).
  • Augustinus. De praedestinatione sanctorum // PL 44. URL: http://www.augustinus. it/latino/predestinazione_santi/index.htm (дата обращения: 25.07.2021).
  • Augustinus. De spiritu et littera // PL 44. URL: http://www.augustinus.it/latino/ spirito_lettera/index.htm (дата обращения: 25.07.2021).
  • Augustinus. De utilitate credendi ad Honoratum // PL 42. URL: http://www. augustinus.it/latino/utilita_credere/index.htm (дата обращения: 25.07.2021).
  • Augustinus. Enchiridion // PL 40. URL: http://www.augustinus.it/latino/enchiridion/ index.htm (дата обращения: 25.07.2021).
  • Epictetus. Diatribae // Epicteti Dissertationes ab Arriano digestae ad fidem codicis Bodleiani recensuit Henricus Schenkl / Hrsg. H. Schenkl. Lipsiae: In aedibus B. G. Teubneri, 1898. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3atex t%3a1999.01.0235%3atext%3ddisc (дата обращения: 25.07.2021).
  • Seneca. Ad Lucilium epistulae Morales // Seneca / Ed. by Richard M. Gummere. Vol. 1-3. Cambridge. Cambridge, Mass., Harvard University Press; London, William Heinemann, Ltd. 1917-1925. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseu s%3atext%3a2007.01.0080 (дата обращения: 25.07.2021).
  • SVF — Stoicorum veterum fragmenta / Hrsg. H. F. A. von Arnim. Vol. II. Stutgardiae: Aedibus B. G. Tuebneri, 1964. URL: https://archive.org/details/stoicorumveterum02arniuoft (дата обращения: 25.07.2021); Vol. III. Stutgardiae: Aedibus B. G. Tuebneri, 1964. URL: https://archive.org/details/stoicorumveterum03arniuoft (дата обращения: 25.07.2021).
  • Alston W. Epistemic justification: essays in the theory of knowledge, Ithaca, NY: Cornell, 1989.
  • Alston W. Perceiving God. The epistemology of religious experience. Ithaca and London: Cornell University Press, 1991. 320p.
  • Alston W. The deontological conception of epistemic justification // Philosophical perspectives. 1988. № 2. P. 257-299.
  • Bennett J. Why is belief involuntary // Analysis. 1990. № 5. P. 87-107.
  • FeldmanR. The ethics of belief // Conee E., FeldmanR. Evidentialism. Essays in Epistemology. New York: Oxford University Press, 2004. P. 166-195.
  • Ginet C. Deciding to believe // Knowledge, truth and duty / Ed. by M. Steup. New York, NY: Oxford University Press, 2001. P. 63-76.
  • Inwood B. Ethics and human action in Early Stoicism. Oxford: Oxford University Press, 1985. 356 p.
  • Kahn Ch. Discovering will from Aristotle to Augustine // The question of «Eclecticism»: studies in later Greek philosophy / Ed. by J. Dillon, A. Long. Berkley: University of California Press, 1988. P. 234-259.
  • Montmarquet J. The Voluntariness of Belief // Analysis. 1986. № 46. P. 49-53.
  • Rist J. Faith and reason // The Cambridge Companion to Augustine / Ed. by E. Stump, N. Kretzmann. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 26-29.
  • Ryan S. Doxastic compatibilism and the ethics of belief // Philosophical Studies. 2003. №114. P. 47-79.
  • Scott-Kakures D. On belief and the captivity of the will // Philosophy and phenomenological research. 1997. № 53. P. 77-103.
  • Steup M. Doxastic voluntarism and epistemic deontology // Acta Analytica. 2000. № 15. P. 25-56.
  • Wagner V. On the analogy of free will and free belief // Synthese. 2017. № 8. P. 2785-2810.
  • Weatherson B. Deontology and Descartes' demon // Journal of Philosophy. 2008. № 105. P. 540-569.
Еще
Статья научная