Проявление национальной идентичности в живописи на примере произведений челябинских художников
Бесплатный доступ
Произведения искусства выступают сферой проявления идентичности и служат средством формирования ее у зрителей. Мы все более погружаемся в ценности глобализирующегося мира, при этом отказ от национальный идентичности ведет к опасности утраты патриотизма. В статье рассмотрены проявления в картинах национальной и этнической идентичностей художников. Какими средствами они воплощаются в произведениях и транслируются зрителям? Традиционно искусствоведение усматривает проявление национального в живописи только в особенностях цветовой гаммы. Однако для анализа конкретных произведений этого оказывается недостаточно, и гораздо более продуктивно использовать признаки национальной художественной школы, такие как наличие общих мотивов, стабильность композиционных схем, общий характер колористических разработок. На примере картин пейзажного жанра, написанных челябинскими художниками Артушем Карапетяном, Виктором Скобелевым, Василием Соловьевым и Тимуром Хужиным, описаны основные средства проявления идентичности - изобразительные мотивы, свойственные национальному пейзажу, композиционные решения и колористические предпочтения. Кроме того, затронут вопрос о возможностях трансляции идентичности произведениями современного искусства (нереалистического). Полученные выводы имеют значение для выявления особенностей национальных школ живописи и определения направлений исследования современного искусства.
Национальная идентичность, этническая идентичность, пейзажная живопись, национальный пейзаж, челябинские художники
Короткий адрес: https://sciup.org/147238140
IDR: 147238140 | DOI: 10.14529/ssh220309
Список литературы Проявление национальной идентичности в живописи на примере произведений челябинских художников
- Кочетков, В. В. Национальная и этническая идентичность в современном мире / В. В. Кочетков // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012. - № 2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mtsionalmya-i-etmcheskaya-identichnost-v-sovremennom-mire (дата обращения: 17.05.2022).
- Национальное и интернациональное в искусстве // Эстетика: Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева. -М.: Политиздат, 1989. - URL: https://aesthetics.academic. ш/305/НАЦИОНАЛЬНОЕ_И_ИНТЕРНАЦИОНАЛЬН ОЕ_в_искусстве (дата обращения: 17.05.2022).
- Гришина, Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х годов: автореф. дис. ... д-ра со-циол. наук / Е. А. Гришина. - М., 2000.
- Нехвядович, Л. И. Русская пейзажная школа как объект исследования в современном искусствоведении / Л. И. Нехвядович // МНКО. -2010. - № 4-2. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/russkaya-peyzazhnaya-shkola-kak-obekt-issle dovaniya-v-sovremennom-iskusstvovedenii (дата обращения: 17.05.2022).
- Колесник, М. А. Специфика общероссийской и региональной культурной идентичности студентов Сибирского федерального университета на основе результатов ассоциативного эксперимента со словом «Родина» / М. А. Колесник // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 4. - URL: https://science-education.ru/ru/arti cle/view?id=14016 (дата обращения: 17.05.2022).
- Назукина, М. В. Региональная идентичность в современной России: типологический анализ: дис. ... канд. полит. наук / М. В. Назукина. -Пермь, 2009. - 200 с.
- Ворошин, С. Д. Роль университетского музея в формировании культурной идентичности студенчества / С. Д. Ворошин // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2017. -Т. 17, № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-universitetskogo-muzeya-v-formirovanii-kulturnoy-identichnosti-studenchestva (дата обращения: 17.05.2022).
- Степанская, Т. М. О единстве этнографического, исторического и художественного пространства / Т. М. Степанская // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. -№ 2-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-edinstve-etnograficheskogo-istoricheskogo-i-hudozhestvennogo-prostranstva (дата обращения: 17.05.2022).
- Манин, В. С. Русский пейзаж / В. С. Манин. - М.: Белый город, 2000. - 630 с.
- Медкова, Е. С. Русский национальный пейзаж. Две пространственно-временные модели / Е. С. Медкова // Педагогика искусства. - 2009. -№ 1. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/russkiy-nacionalnyy-peyzazh-dve-prostranst venno-vremennye-modeli (дата обращения: 17.05.2022).
- Петров, В. М. Количественные методы в искусствознании / В. М. Петров. - М.: Академический проект, 2004. - 432 с.
- Кожагулов, Т. М. Проблема национального восприятия цвета в процессе обучения живописи студентов художественно-графических факультетов: казахстанский контекст / Т. М. Кожагулов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. -№ 2 (36). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proble ma-natsionalnogo-vospriyatiya-tsveta-v-protsesse-obuche niya-zhivopisi-studentov-hudozhestvenno-graficheskih-fakultetov (дата обращения: 17.05.2022).
- Асатуров, Т. Э. Ранний М. Сарьян. Становление мастера / Т. Э. Асатуров // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2016. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ranniy-m-saryan-stano vlenie-mastera (дата обращения: 17.05.2022).