Психодиагностика водителя как компонент обучения в автошколе
Автор: Пискунова В. В.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Психология и педагогика
Статья в выпуске: 3 (90), 2021 года.
Бесплатный доступ
Решение проблемы аварийности на автодорогах имеет междисциплинарный характер. Представлен правовой и психологический анализ понятия «опасное вождение». По результатам психодиагностики методикой А. М. Шуберта выявлена тенденция развития склонности к риску водителей автотранспортных средств категории В. Рассмотрена возможность превентивных мер возникновения дорожно-транспортных происшествий в части применения психодиагностических исследований личностных характеристик курсантов автошкол.
Безопасность, водитель, модель поведения водителя, опасное вождение, автошкола, психодиагностика, склонность к риску
Короткий адрес: https://sciup.org/14126509
IDR: 14126509 | УДК: 37.015.3
Текст научной статьи Психодиагностика водителя как компонент обучения в автошколе
Актуальность проблемы безопасности дорожного движения обусловлена, с одной стороны, увеличением уровня автомобилизации, вовлеченности населения в дорожное движение, с другой стороны, распространенностью аварийности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП). Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России – задача государственного масштаба, что находит свое отражение в стратегических и программных документах. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из целей государственной политики в сфере развития транспорта представлено создание условий для повышения качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы1. Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р2. Для решения одной из основных задач Стратегии – повышения безопасности дорожного движения – с 2006 года реализуются соответствующие федеральные целевые программы. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований действуют программы по развитию безопасности дорожного движения. Так, в Пермском крае реализуется региональный проект «Безопасность дорожного движения», рассчитанный на период с 2018 по 2024 год. В связи с высокими показателями количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях – 9 на 100 тысяч населения в Пермском крае (по сравнению с общероссийскими) первоочередной задачей данного проекта является снижение смертности в результате ДТП к 2024 году в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом3.
Проводимые меры по совершенствованию норм права в части дорожного движения (в том числе ужесточение административной ответственности), нормативов и стандартов строительства и оборудования дорог в целях повышения безопасности дорожного движения, контроль технического состояния транспортных средств и т. д. не являются гарантией безопасного движения, так как основной причиной ДТП по-прежнему является человеческий фактор, не поддающийся нормативному описанию.
В результате анализа исследований вождения как вида деятельности (В. Ф. Глазков, М. Г. Горбачев, А. И. Донцов, Б. Д. Ефремов, Е. П. Ильин, А. И. Кабалевская, Е. А. Климов, Е. В. Козлов, Н. Норицын, Ю. В. Оверин, Т. А. Полякова, А. Н. Романов и др.) Ю. И. Лобанова выделила отличительные признаки, характеризующие водителей:
– особенности дорожного поведения (особенности маневрирования, в которых проявляются склонность к риску, осторожность, агрессивность, дисциплинированность; личностные особенности учета изменения дорожной ситуации);
– системы способов и средств, используемых для осуществления деятельности: в психологическом отношении – способы получения и обработки информации, необходимой для принятия решений в конкретных дорожных ситуациях; в техническом – совокупность операций по управлению транспортным средством при осуществлении отдельных маневров;
– типичные эмоциональные переживания, особенности взаимодействия с другими участниками дорожного движения [1].
Необходимо отметить, что среди моделей поведения водителей, приводящих к совершению дорожно-транспортных происшествий, выделен комплекс действий, определяемый как опасное вождение. Впервые опасное вождение признано преступлением в Англии в соответствии с Актом о дорожном движении 1972 года, в 1988 году Законом о дорожном движении ( Road Traffic Act , 1988) предусмотрена уголовная ответственность за опасное вождение. В Законе о дорожном движении дано определение опасного вождения: «… лицо ведет транспортное средство несоответственно стандартам вождения и тому, как можно было бы ожидать от компетентного и осторожного водителя» [2].
Российским законодательством в 2016 году определено понятие «опасное вождение» как «вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба»1.
Довольно широко рассмотрен юридический аспект данного понятия, в частности – применение нормы права. Исследователями опасного вождения в контексте законодательства об административных правонарушениях В. И. Майоровым, О. И. Бекетовым акцентировано внимание на высоких предупредительных возможностях нормы права об опасном вождении, которые должны позволять выявлять потенциальных нарушителей правил дорожного движения (далее – ПДД), создающих аварийные ситуации [3].
Необходимо отметить, что наряду с законодательной позицией следует обратить внимание на возможность превентивных мер возникновения дорожно-транспортных происшествий в части психодиагностических исследований личностных характеристик водителей, являющихся основой формирования поведения водителя, стиля вождения.
Российскими и зарубежными учеными последних десятилетий представлены результаты исследований, посвященные разработке моделей стиля вождения (D. E. Miles, G. L. Johnson, G. Miller, O. Taubman-Ben-Ari), изучению факторов, способствующих формированию и проявлению агрессивного стиля вождения (E. Berdoulata, D. Vavassori, M. Chan, A. Singhal,
D. E. Miles, G. L. Johnson.), а также – высокоскоростного и рискованного дорожного поведения (В. Г. Булыгина, А. А. Дубинский, С. В. Шпорт, Д. С. Калинкин, А. С. Васильченко, M. Leandro) [4]. При исследовании клинико-психологических факторов опасного вождения у различных категорий водителей А. В. Васильченко, С. В. Шпорт выявлено, что водителей легковых автомобилей отличает пренебрежительное отношение к соблюдению норм скоростного режима и техники безопасности, высокий уровень избирательности и концентрации внимания; у водителей автобусов выявлены грубые нарушения динамической организации движений, удержания в памяти двигательной программы в сочетании с низкими показателями избирательности и концентрации внимания. Также было установлено, что значимыми показателями для оценки риска попадания водителей в группу участников ДТП являются: для водителей категории B – нарушения эмоциональной регуляции поведения, наличие черепно-мозговых травм, принадлежность к старшей возрастной группе; для водителей автобусов – нарушения эмоциональной регуляции деятельности, нарушения динамической организации движений, а также риск формирования алкогольной зависимости [5].
Категория «опасное вождение» с психологической точки зрения включает в себя: склонность к риску, преднамеренность нарушений ПДД, нарушения эмоциональноволевой и когнитивной сфер [5].
Одной из предполагающих к ДТП личностных характеристик водителя является склонность к риску, формирующая модель поведения водителя в различных ситуациях на дороге, в том числе ситуации неопределенности.
Психологами Т. В. Эксакусто, Е. А. Савенко обнаружена зависимость, выражающаяся в склонности к риску и нарушениях водителями ПДД. Выявлено, что у водителей с высокой частотой нарушений ПДД показатели склонности к риску как черты характера выше, чем у водителей с низкой частотой нарушений ПДД. Данный факт исследователи связывают с желанием склонных к риску водителей испытывать острые ощущения, удовольствие и радость в ситуациях риска. Напротив, водители, редко нарушающие ПДД, отличаются меньшей склонностью к риску, дисциплинированностью, отсутствием положительных эмоций от риска [6].
В диссертационном исследовании О. Н. Филатовой представлена педагогическая модель профессиональной подготовки водителей транспортных средств в автошколе, включающая информацию о содержании и характеристике профессиональной деятельности водителей, дидактический инструментарий, направленный на формирование профессиональной компетентности. Среди дидактических условий О. Н. Филатова выделяет мотивационно-целевые, структурно-содержательные, организационно-деятельностные и контрольно-оценочные. Профессиональная подготовка представлена такими блоками, как: нормативно-правовой, технический, управленческий и практический. В контексте нашей работы необходимо отметить управленческий блок, включающий «психологические основы деятельности водителя и основы безопасного управления транспортным средством, которое позволяет будущему водителю исследовать, планировать, организовывать, контролировать дорожное движение» [7]. По нашему мнению, в управленческий блок, выделяемый О. Н. Филатовой, целесообразно включать психодиагностику личностных качеств будущего водителя, в том числе склонность к риску. Результаты данной психодиагностики, с одной стороны, являются основой формирования адекватной самооценки психологических особенностей будущего водителя, с другой стороны, могут быть основанием для более тщательного рассмотрения теоретических (физиологических, психологических) тем курса обучения, касающихся опасного вождения. Логическим продолжением представляется анализ освоения практических навыков вождения с точки зрения склонности/сформированности модели поведения водителя, проводимый инструктором автошколы и курсантом после практического занятия.
Одним из способов оценки личностных качеств человека – оператора сложных систем управления, к которым относится водитель автотранспортного средства, является тест на определение склонности к риску PSK А. М. Шуберта. Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности [8]. Проведенное автором в 2017 году исследование показало, что 42,1 % респондентов (водителей со стажем вождения более двух лет) обладают средней степенью склонности к риску; 5,3 % показали высокую выраженность склонности к риску [9]. Автором продолжено исследование склонности к риску водителей – студентов вуза. В исследовании 2021 года выборкой являлись также обучающиеся Пермского государственного аграрно-технологического университета заочной формы обучения в количестве 48 человек, имеющие водительские права категории В и опыт вождения. Респонденты обоих полов, возраст от 19 до 43 лет, направления подготовки «Техносферная безопасность», «Эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов», «Зоотехния», «Агрономия». Получены следующие результаты: 48,3 % респондентов обладают средней степенью склонности к риску; 9,2 % показали высокую выраженность склонности к риску. Высокая склонность к риску выявлена у водителей со стажем вождения до пяти лет, возрастом до 30 лет.
Полученные результаты исследований 2017 и 2021 годов свидетельствуют о достаточно высоком уровне склонности к риску водителей с небольшим стажем вождения, что подтверждает общую тенденцию молодых людей к рисковому поведению, в том числе на дороге.
Динамика результатов проведенных исследований подтверждает необходимость психодиагностики личностных качеств курсантов автошкол, их психологической подготовки в процессе обучения – тренировки на психофизиологическом тренажере, разбора ситуационных задач не только с правовой, но и с психологической точки зрения.
Список литературы Психодиагностика водителя как компонент обучения в автошколе
- Лобанова Ю. И. Вождение как деятельность, поведение и стилевая характеристика // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 4. С. 97–107.
- Дороднов А. Г. Обусловленность криминализации опасного вождения в праве Англии // Юридическая наука и практика. 2012. № 4 (20). С. 146–148.
- Майоров В. И., Бекетов О. И. Административная ответственность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: современные тенденции и перспективы // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16, № 4. С. 563–567.
- Васильченко А. С. Нарушения психической регуляции поведения у лиц с опасным вождением автотранспортных средств: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2019. 174 с.
- Васильченко А. С., Шпорт С. В. Психологические факторы опасного вождения у различных категорий водителей // Социальная и клиническая психиатрия. 2020. Т. 30, № 4. С. 47–54.
- Эксакусто Т. В., Савенко Е. А. Склонность к риску водителей – нарушителей правил дорожного движения [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12333 (дата обращения: 05.11.2021).
- Филатова О. Н. Профессиональная подготовка будущих водителей в автошколе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2009. 20 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности в малых группах. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.
- Неклюдова В. В. Склонность к риску как фактор формирования модели поведения водителя // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 356–362.