Разработка дизайн-проекта сценического удмуртского костюма на основании использования книг о национальной одежде

Автор: Сазыкина И. А.

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 2 т.15, 2023 года.

Бесплатный доступ

Введение. В статье актуализирована проблема создания этнических сценических костюмов для народных коллективов. Рассматриваются этапы разработки дизайн-проекта удмуртского этнического костюма для сцены в мастерской художника на основе материалов книг о народной одежде и с участием студентов Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета. Материалы и методы. Материалом для исследования послужили современные сведения об удмуртском национальном костюме, обобщенные в трудах специалистов в области изучения национальных костюмов финно-угорских народов, в первую очередь М. К. Завьяловой и С. Х. Лебедевой. В работе использовались общенаучные методы: системного анализа, сравнения, семантического анализа, а также интегративный метод. Результаты исследования и их обсуждение. Для удмуртского национального женского костюма характерны такие особенности, как сакральность, знаковость. Женская одежда испещрена символами. С глубокой древности удмурты наделяли одежду магическими свойствами, что нашло отражение в орнаменте. Изучение истории национального костюма как составной части жизни этноса является важнейшей культурологической задачей. Исследования С. Х. Лебедевой и М. К. Завьяловой послужили основным источником идей при создании дизайн-проектов сценических костюмов, выполненных художником - автором статьи для народного удмуртского ансамбля «Њардон» и Культурно-туристического центра «Усадьба Тол Бабая». Активное участие в этом процессе принимали студенты Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета. Заключение. В настоящее время удмуртский национальный костюм практически исчез из реальной жизни этноса. В таких условиях возрастает значение научных исследований специалистов по костюму - этнографов, искусствоведов, историков. Важный вклад в дело сохранения национальной культуры вносят народные творческие коллективы. Разнообразие сценических костюмов достигается работой художника по костюму.

Еще

Национальный костюм удмуртов, геометрические и солярные сакральные знаки, оберег, сценический национальный костюм

Короткий адрес: https://sciup.org/147240770

IDR: 147240770   |   DOI: 10.15507/2076-2577.015.2023.02.225-236

Список литературы Разработка дизайн-проекта сценического удмуртского костюма на основании использования книг о национальной одежде

  • Байкова Е. В., Буянова Л. И., Пислегова О. Л. Опыт сохранения и развития удмуртского национального костюма в системе деятельности «Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел» // Ежегодник финно-угорских исследований. 2012. № 4. С. 78-85.
  • Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: Материалы к этногенезу. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. 152 с. (Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия; т. 10).
  • Виноградов С. Н. Удмуртская одежда. Ижевск: Удмуртия, 1974. 68 с.
  • Завьялова М. К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. Казань: Заман, 1996. 262 с.
  • Зыков С. Н. Ирина Анатольевна Сазыкина -художник по костюму: опыт творческой работы с финно-угорскими фольклорными коллективами // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 10, вып. 2. С. 171-177.
  • Климов К. М. Удмуртское народное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1988. 199 с.
  • Ковычева Е. И. Проблемы костюма современного фольклорного коллектива // Ежегодник финно-угорских исследований. 2012. № 4. С. 86-93.
  • Лебедева С. Х. Удмурт калык дйськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt folk costume. Ижевск: Удмуртия, 2008. 207 с.
  • Лекомцева Ю. А., Никитина О. Н. Этностиль в современной моде Удмуртии // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. № 2. С. 169-177.
  • Мелешкина Л. В. Традиционный национальный костюм финно-угорских народов как объект дизайна // Финно-угорская традиционная культура в современном информационном обществе: К 10-летию кафедры дизайна и рекламы: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Саранск, 2013. С. 52-57.
  • Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм: (история и символика). Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2006. 121 с.
  • Нечвалода Е. Е. Изображение удмуртки и марийки в альбоме Августина Мейерберга (историко-этнографический анализ графического источника) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 10, № 2. С. 125-140.
  • Павлова А. Н. Семиотика костюма волжских финнов I - начала II тыс. н. э.: моногр. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2004. 491 с.
  • Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1975. № 1. С. 30-33; № 3. С. 38-44.
  • Сабурова А. И. Декоративное оформление современной одежды на основе национального удмуртского костюма // Финно-угорская традиционная культура в современном информационном обществе: К 10-летию кафедры дизайна и рекламы: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Саранск. 2013. С. 57-59.
  • Сазыкина И. А. Сакральный образ коня в современных этно-костюмах // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2022. № 4, ч. 2. С. 169-181. БОТ: 10.37485/1997-4663_2022_4_2_169_181.
  • Сиротина И. Л. Национальный финно-угорский костюм в современном социокультурном пространстве // Финно-угорская традиционная культура в современном информационном обществе: К 10-летию кафедры дизайна и рекламы: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Саранск, 2013. С. 59-61.
  • Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
  • Шутова Н. И. История происхождения и семантика лунного знака толезе // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2015. Т. 25, вып. 4. С. 87-94.
  • Шутова Н. И. Предания о Золотой Бабе и удмуртские параллели // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 10, № 2. С. 141-150.
Еще
Статья научная