Религиозная экумена Империи в воззрениях Юлиана Отступника в контексте проекта восстановления Иерусалимского Храма

Автор: Светлов Роман Викторович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

Юлиан Отступник совершал свои религиозные реформы, опираясь на концепцию религиозного благочестия, которую выработал на основании «Халдейских оракулов» и современного ему неоплатонизма. Предпринятая им попытка достичь конкордата с иудеями полностью вписывается в данную концепцию. Обнаружив «халдейские» истоки религии иудеев, Юлиан получает возможность включить в рамки неоплатонической теологии даже почитание Яхве. Восстановление Иерусалимского храма становится для него одним из элементов практики реновации богочеловеческой коммуникации. Отсутствие информации об этих событиях в средневековой еврейской литературе демонстрирует, что его попытка включить в имперскую религиозную экумену иудаизм базировалась на неправильном толковании авраамического типа религии.

Еще

Юлиан Отступник, язычество в Римской империи, халдаизм, неоплатоническая теология

Короткий адрес: https://sciup.org/147237631

IDR: 147237631   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-1-231-239

Список литературы Религиозная экумена Империи в воззрениях Юлиана Отступника в контексте проекта восстановления Иерусалимского Храма

  • Бирюков, Д.С. (2007) «Вера – язык. Юлиан и свт. Григорий Назианзин», Император Юлиан. Сочинения. Санкт-Петербург, 55–88.
  • Ведешкин, М.А. (2019) «Потерянное звено “золотой цепи”: Эдесий и Пергамская школа неоплатонизма», HYPOTHEKAI 3, 13–59.
  • Светлов, Р.В. (2017) «Юлиан Отступник и его "Письмо к общине иудеев"», Вопросы философии № 3 (2017), 154–162.
  • Appelbaum, A. (2013) “Hillel II: Recovering an Obscure Figure of Late Antiquity,” Jewish Studies Quarterly 20, 197–223.
  • Athanassiadi, P. (2014) Julian. An Intellectual Biography.Routledge.
  • Bradbury, S. (2020) “Julian and the Jews,” in Companion to Julian the Apostate. Leiden / Boston: Brill, 267–293.
  • Drijvers, J.W. (2008) “Religious Conflict in the Syriac Julian Romance”, in Pagans and Christians in the Roman Empire (the 4-5th century A.D.). The Breaking of a Dialogue. Proceedings of the International Conference at the Monastery of Bose (October 2008), 131–162.
  • Frantz, A. (1979) “Did Julian the Apostate Rebuild the Parthenon?” American Journal of Archaeology 83, 395–401.
  • Nesselrath, H-G. (2020) “Julian’s Philosophical Writings,” in Companion to Julian the Apostate. Leiden / Boston: Brill, 38–63.
  • Riedweg, Chr. (2020) “Anti-Christian Polemics and Pagan Onto-Theology: Julian’s Against the Galilaeans,” Companion to Julian the Apostate. Leiden / Boston: Brill, 267–293.
  • Smith, R. (1995) Julian’s Gods. Religion and philosophy in the thought and action of Julian the Apostate. Routledge.
  • Stern, M. (ed.) (1980) Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. vol.2. Jerusalem.
  • Wiemer, H.-U. (2020) “Revival and Reform: the religious policy of Julian,” Companion to Julian the Apostate Leiden / Boston: Brill, 207–244.
Еще
Статья научная