Религиозная мысль Анатолия Ванеева: продолжение через прерыв

Бесплатный доступ

Статья представляет собой предисловие к публикации неизвестного произведения Анатолия Ванеева, ученика и последователя Льва Карсавина «Мысленные наблюдения по поводу религии и атеизма. Тезисы» и имеет своей задачей содействовать лучшему пониманию его взглядов. Сегодня имя А. А. Ванеева известно только в качестве автора книги «Два года в Абези», как независимый религиозный мыслитель он практически неизвестен. Поэтому все его религиозные труды находятся вне поля зрения теологов, философов и других исследователей. Ванеев развивал такие идеи Карсавина как непрерывность через прерыв, Жизнь-через-Смерть, и сквозной для себя темой считал раскрытие позитивного христианского смысла атеизма. В своих убеждениях, размышлениях и работах Ванеев твердо стоял на позициях ортодоксальной догматики. В то же время он возражал против религиозной стилизации, особенно против такого типа веры, который фиксируется на своих чувствованиях и переживаниях, но отрицает значение для веры разума, этого чудесного дара Бога человеку для постижения Творения и Самого Бога. Такую религиозность Ванеев называл «религиозный лубок», считая, что в основу ее положена заявка на сверх-знание и на сверх-реальность за счет понижения смысла. Публикация работы А. А. Ванеева стала возможной благодаря его личному архиву, недавно найденному автором статьи и в настоящее время переданному в Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга.

Еще

А. а. ванеев, философия льва карсавина, продолжение через прерыв, христианский смысл атеизма, религиозный лубок, диалог верующих и неверующих

Короткий адрес: https://sciup.org/140297575

IDR: 140297575   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2022_4_199

Список литературы Религиозная мысль Анатолия Ванеева: продолжение через прерыв

  • Ванеев А.А. Два года в Абези // Его же. Два года в Абези. Bruxelles: Жизнь с Богом; Paris: La Presse libre, 1990. С. 5-189.
  • Ванеев А.А. Интервью, которое автор книги «Два года в Абези» дал корреспонденту журнала «Крисчен Уорлд Монитор» // Его же. Два года в Абези. Bruxelles: Жизнь с Богом; Paris: La Presse libre, 1990. С. 190-194.
  • Ванеев A.A. Очерк жизни и идей Л. П. Карсавина // Его же. Два года в Абези. Bruxelles: Жизнь с Богом; Paris: La Presse libre, 1990. С. 337-366.
  • Дударев A. Н. Посттоталитарная теология. Современный кризис христианства и его преодоление. М.: Эксмо, 2021. 240 с.
  • Иванов К. К. А. Ванеев — ученик Л. Карсавина // Его же. Камни. СПб., 2016. С. 26-33.
  • Иванов К. К. Диалог // Его же. Открытое христианство. Письма, статьи и выступления разных лет. СПб.: Европейский Дом, 2009. С. 14-24.
  • Карсавин Л.П. «Венок сонетов» и «Терцины» // Шаронов В.И. «Незнаем Ты без них и без меня». Предисловие к первой публикации полной редакции «Венка сонетов» и «Терцин» Л. П. Карсавина // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 132-150.
  • Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. Петербург: Academia, 1922. 120 с.
  • Карсавин Л.П. Диалоги. Берлин: Обелиск, 1923. 112 с.
  • Карсавин Л.П. Комментарий к Венку сонетов и Терцинам // Ванеев A.A. Два года в Абези. Bruxelles: Жизнь с Богом; Paris: La Presse libre, 1990. С. 299-328.
  • Карсавин Л.П. О сомнении, науке и вере: Три беседы. Берлин: Евразийское кн. изд-во, 1925. 30 с.
  • Карсавин Л.П. Разговор с позитивистом и скептиком о «Духе и теле» // Русские философы в Литве: Карсавин, Сеземан, Шилкарский. Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2005. С. 19-29.
  • Лушников Д., свящ. Критика современного доктринального атеизма в полемике А. Плантинги и М. Тули // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 78-97.
  • Маритен Ж. Величие и нищета метафизики // Его же. Избранное: Величие и нищета метафизики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 106-129.
  • Христианство и атеизм: Личная переписка. Т. 1: 1980-1981. Zollikon: G2W-Verl, 1982. 216 с.
  • Эпштейн М.Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. М.: АСТ, 2013. 416 с.
Еще
Статья научная