Репрезентация религиозно-правового сознания в скульптуре Испании (XI-XIII вв.)

Бесплатный доступ

В XI-XIII вв. в Испании происходит становление публичной власти и формирование государственности. Эта власть ещё не способна объединить вокруг себя сложившиеся социальные группы, но уже претендует на лидерство в политическом процессе. В частности, ей необходима легитимация. Поскольку общество на тот момент в своей основе бесписьменное или малописьменное, власть закладывает в общественное сознание разные образы посредством визуальных (скульптура, живопись) и звуковых (проповедь) инструментов. Посредством изображений складываются послания, которые призваны смоделировать специфическую форму политико-правового сознания, завершить конструирование социальных групп, заложить основы идентичности, которые лягут в основу государственности. Романское искусство на сегодняшний день - одна из наименее исследованных областей, особенно в правовом контексте. В настоящей статье закладываются общие контуры историко-правового исследования вопроса в рамках культурно-антропологического методологического подхода, который позволит открыть новые перспективы в изучении средневекового религиозно-правового сознания в Европе. Статья написана на основании доклада, представленного на конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (СПбДА, 21.10.2022 г.).

Еще

Романское искусство, средневековая испания, религиозное сознание, правовое сознание, легитимация, государственность, церковное право и культура

Короткий адрес: https://sciup.org/140298022

IDR: 140298022   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2023_2_236

Список литературы Репрезентация религиозно-правового сознания в скульптуре Испании (XI-XIII вв.)

  • Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 328 с.
  • Foronda F. Sociedad política, propaganda monárquica y regimen en la Castilla del siglo XIII. En torno al. libro de los doze sabios // Edad Media. Revista de Historia. 2005- 2006. No. 7. Р. 13-36.
  • González Montañés J. I. Drama e iconografía en el arte medieval peninsular (Siglos XI-XV). Trabajo para la obtención del grado de Doctor en Historia del Arte. Маdrid, 2002.
  • Lahoz Gutiérrez M. L. Huellas e indicios: imagen e imaginarios del cuerpo en el arte medieval // Quintana: revista do Departamento de Historia da Arte. 2022. No. 21.
  • Larrañaga M. Imagen, Palabra y Poder (Siglos XI-XIII) // Oppidum. 2007. No. 3. Р. 81-106.
  • Monteira I. Símbolos De Poder En El Arte Peninsular De Los Siglos X a XII: Transferencias Artísticas e Ideológicas Entre Al-Andalus y Los Reinos Cristianos // El islam: presente de un pasado medieval. Logroño, 2018.
  • Párbole Martín C. El románico rural en el siglo XXI: un documento válido para el estudio de la Edad Media // Roda da Fortuna. 2016. Vol. 5. No. 1-1. Р. 178-205.
  • Senra J. L. Visualizando formas, espacios y contenidos en la Ruta Jacobea: Compostela y Sahagún en tres décadas prodigiosas (1080-1110) // Quintana: revista do Departamento de Historia da Arte. 2020. No. 20.
  • Soria Nieto J. M. Iglesia y Orígenes Del Estado Moderno En La Castilla Trastámara // Espacio Tiempo y Forma. Serie III, Historia Medieval. 1991. No. 4. Р. 137-160.
Еще
Статья научная