Роль интеллектуальной элиты человечества в генезисе государства и права

Автор: Серегин А.В., Хмельченко Е.Г., Черкасова М.А.

Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu

Рубрика: Теория и практика юридической науки

Статья в выпуске: 4 (85), 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрывается гностический взгляд на тайну происхождения государства и права с позиции софикратического управления обществом, достигшим уровня знаний, позволяющих организовывать социум в сложную государственно-правовую систему. Критически оцениваются многочисленные теории, объясняющие генезис государственных институтов с экономических, политических, социологических, культурологических, юридических, мифологических и иных позиций. Особое внимание уделяется уровню знаний и их носителям – ученым-жрецам (софикратам), определяющим вектор телеологического развития человечества от дикости – к цивилизации, от невежества – к просвещению, от жестокости – к гуманизму, от бесправия – к справедливости, от беззакония – к праву. Процессы прогрессивного развития общества могут сменяться инволюцией, приводящей к варваризации и одичанию социума, что неоднократно наблюдалось в историческом процессе. Вследствие этого выдвигается идея о необходимости современному государству заниматься не только воспитанием своих граждан, но и поддерживать науку, благодаря которой можно решать важнейшие проблемы, стоящие перед современной цивилизацией: экологические, ограниченности ресурсов, неравного распределения мирового дохода между различными странами и народами, а также национальной безопасности и поддержания мирового правопорядка.

Еще

Государство, право, софикратия, происхождение государства и права, жрецы, родоплеменной строй, письменность, закон, наука, ученые, вера, религия

Короткий адрес: https://sciup.org/14134169

IDR: 14134169   |   УДК: 340.15

Текст научной статьи Роль интеллектуальной элиты человечества в генезисе государства и права

П онимая первопричины любого явления, можно точнее понять его сущность и достаточно точно определить конечное предназначение. Многие социальные болезни государственности генетически заложены патологиями догосударственного общества, предшествующего эре антропологической эта-тизации. Когда люди живут в государстве, им трудно представить его отсутствие, хотя они и дискутируют о плюсах и минусах идеальной анархии.

Неслучайно одной из наиболее таинственных и полемических проблем современной теоретикоисторической юриспруденции является разгадка происхождения государства и права. На протяжении многих столетий человечество пыталось обосновать теологические, классовые, договорные, психологические и иные концепции, объясняющие закономерный переход от родоплеменного строя, в котором человечество прожило большую часть своей истории [6], к цивилизации государств, санкционирующих и защищающих соответствующие законы и иные источники права.

Вместе с тем многообразие подходов к процессу «зачатия и рождения» государственно-правовой системы общественного бытия по-прежнему относится к числу занимательных гипотез, требующих больше веры, нежели фактической доказуемости для их признания. Связано это с тем, что пытливый ум учёного, старающегося подобраться к истокам первичной этатизации социальной жизни, как правило, был задурманен геополитической обстановкой и идеологическими догмами эпохи, в которой он проживал. Субъективные идолы сословного происхождения, воспитания, окружающей культуры и господствующей религии искажали реальную картину построения основ цивилизации. Время нельзя обратить вспять, и эмпирически никто из историков государства и права не может представить мировой общественности не- оспоримые доказательства своих теоретических конструкций.

Вместе с тем ответы на сложные вопросы могут находиться рядом, необходимо лишь внимательно проанализировать и обобщить огромный материал, накопленный исторической и юридической наукой.

Полагаем, что парадокс перманентной научной дискуссии не затихает из-за того, что исследователи долгое время в качестве критерия изучения первичной точки образования государства игнорировали уровень накопленных знаний в конкретном обществе [4, c. 62-67]. Знания позволяют управлять огромными массами людей, сплачивать их для достижения поставленных целей, поддерживать авторитет власти, оправдывать тяготы и лишения, налагаемые на народ правителями, планировать развитие общества, преодолевать кризисы, побеждать в войнах, решать проблемы голода и поддерживать надежду в людях на счастливое будущее.

Древнейшие государства на нашей планете сформировались вокруг грандиозных культовых сооружений – зиккуратов Шумера и пирамид Египта. Более того, точно организованные по определённому плану храмовые хозяйства Древнего Междуречья и цивилизации Та-Кеми, служили надёжным экономическим фундаментом прогрессивной эволюции политико-правовых институтов [1, c. 93-99].

Важность теологического значения для древних народов монументальных творений гения человеческого зодчества была несоизмерима с материальными затратами на их содержание, которые не приносили прибавочного продукта [5, c. 121-131]. Следовательно, мысль, знание и трансцендентальная идея стояли во главе социальной эволюции людей. Человек – существо непростое; в его природе органически переплетаются биологические (животные), психологические (чувственные) и ментально-интуи- тивные начала. Поэтому люди желают не только хорошо питаться, уютно жить и услаждать своё тело, руководимое инстинктами, но и искать истину, правду, справедливость, мудрость, а главное – цель своего бытия в материальном мире.

Если бы древний человек жил исключительно для удовлетворения своих биологических потребностей, то совершенно определённо он не строил бы огромных культовых сооружений, не приносящих прямой материальной выгоды. Племена аборигенов Австралии, Океании, Африки, отказавшиеся от решения глобальных задач, поиска инновационных знаний, направленных на преобразование окружающего мира, навечно застряли во времени, перестали социально эволюционировать, не сумев создать государство и науку. Народы, бросившие вызов природе, преобразуя и улучшая её, создавая «каменные джунгли», достигли воистину фантастических результатов. Это позволило человечеству выйти в космос, покорить атомную энергию, освоить подводный мир, создать интернет, расшифровать геном своего вида, побороть многие болезни, сформулировать учение о гуманизме и правах человека, провозгласить запрет рабства и борьбу со всеми видами дискриминации, достигнуть высокого уровня экономического благополучия населения в государствах, поддерживающих учёных и их работу, и с оптимизмом смотреть в будущее.

Организация любой стройки, в особенности мегалитической, предполагает создание логистики по обеспечению питанием, кровом и инструментами строителей, что невозможно без сбора налогов для финансирования столь грандиозных работ.

Выращивание хлеба или риса, без которых невозможно прокормить большие массы городского населения, – это сложный технологический процесс, требующий астрономических (календарных), аграрнокультивационных, мельничных и кулинарных знаний.

Для организации праздников в архаической Месопотамии и в Стране пирамид научились варить несколько сортов пива из ячменного зерна, что также требовало широких познаний в протекании химических процессов.

Производство кирпича, а также обработка камня с помощью орудий из бронзового сплава или железа явились результатом развития металлургии.

Строительство дворцов, ирригационных каналов, величественных храмов свидетельствует о высоком уровне знаний в области геометрии и алгебры.

Усложнение общества потребовало выработку более сложных законов, которые записывались населения с помощью изобретённой письменности, позволившей материализовывать человеческую мысль;

например, Хараппская культура использовала около 270 слоговых знаков [2, c. 116]. Письменные тексты позволили формализовать юридические институты, развили герменевтические приёмы толкования, позволив человеку опираться в своей правоте не на субъективное мнение, а на волю и знания, переданные с помощью букв или иероглифов.

В архаический период человеческой истории хранителем всех передовых знаний человечества являлось жречество – сословие софикратов – первых философов, мудрецов, учителей, врачей, управленцев и священнослужителей.

Когда между государствами – религиозными общинами начались войны, видимое (формальное) главенство перешло к военным предводителям – царям, фараонам, энси и др., продолжавшим в своём правлении опираться на «тайные» знания софикра-тии (жречества).

В целях устойчивого воспроизводства необходимого уровня знаний в обществе жречество организовало школьное обучение [3, c. 125].

В средневековой Европе новое жречество (католическое духовенство) в целях укрепления своей власти создало университеты, ставшие центрами свободомыслия и научного мышления. Университеты заложили основы гуманистического мышления, направленного на признание в каждом человеке личности, заслуживающей уважения. Именно в стенах университетов родилась идея правового государства, верховенства закона, разделения властей, народовластия, равенства всех перед законом и судом, социальной ответственности государства и др.

Таким образом, государство – это продукт интеллектуального развития человечества, возникающий там и тогда, где софикратия накапливает достаточный уровень знаний для написания законов, сбора и учёта налогов, экономического обеспечения бюрократического и военного аппарата, постройки гигантских храмовых, ирригационных и оборонительных сооружений, создания флота для выведения человечества из состояния дикости, невежества, мракобесия и самоистребления. Интеллектуальная деградация общества неминуемо приведёт к варваризации и примитивизации государственного управления, не исключая возвращения к родоплеменному или клановому социальному бытию. Эти процессы неоднократно наблюдались в истории человечества. Например, гибель Минойской цивилизации (середина II тыс. до н. э.), падение Римской империи в конце V века н. э., наступление «тёмных веков» Средневековья (с XI-X веков н. э.), когда были забыты научные достижения античности.